Четверг, 28.03.2024, 20:57
Приветствую Вас, Гость

Дистанционное образование - инновационный метод организации учебного процесса
Мы живем в интереснейшее время стремительного развития информационных технологий. В этой связи педагогика как наука, и в частности педагогические приёмы и методы, подвержены колоссальным изменениям.
Что же входит в понятие "инновационная деятельность преподавателя"? Наверное, это, прежде всего новые, оригинальные методы изложения и подачи материала. Это могут быть компьютерные курсы дистанционного обучения, выпуск электронных учебников и пособий. Я считаю, что основной момент в преподавании состоит в том, чтобы максимально облегчить процесс понимания и максимально ускорить процесс усвоения учебного материала учащимся.
Например, организуя дистанционные курсы по работе со студентами, преподаватель, с одной стороны предоставляет возможность учащимся самостоятельно изучить материал, с другой стороны, может оказать консультативную поддержку на случай, если возникнут трудности. При этом учащийся вправе находиться в любом удобном для него месте. Самое главное здесь, в том, что мы больше не "надзиратели" следящие за студентом, и постоянно напоминающие ему об учебных обязанностях, но его "деловые партнеры" по учебе, с которыми он может связаться в целях достижения максимального результата, а именно получения высоких знаний по предмету.
Несомненно, у данного подхода есть и свои минусы. Например, учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом учителя и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися. Эта неуверенность студента увеличивается, если структура и логика курса не слишком ясны.
В этой связи на преподавателя ложиться довольно существенная нагрузка. Необходимо грамотно спроектировать сами курсы. Они должны быть правильно структурированы, поняты, просты. Маршрут каждого блока заданий должен проходить по нарастающей, то есть от простого к сложному. При проектировании курса должны быть рассмотрены следующие вопросы:
Каковы учебные цели, или задачи курса?
Каким будет предметное содержание курса?
Какой будет структура курса?
Какая форма интерактивности предполагается при обучении?
Как будет тестироваться проект курса?
Какие технологии доставки и средства коммуникации доступны учащимся?
Какие из этих технологий наиболее подходят для достижения каждой конкретной цели?
Какие упражнения и контрольные работы будут заданы студенту?

Как только проект курсов будет готов, необходимо создать внятный, дружелюбный интерфейс, для непосредственного обучения и общения со студентами. Каким образом это можно осуществить?

1. Воспользоваться программным средством или оболочкой для дистанционного обучения. Перед выбором оболочки необходимо помнить, что какой бы замечательной она не была, она играет второстепенную роль в дистанционном образовании. Обучение можно организовать и без оболочки, используя сайт, рассылку информации, телеконференцию и т.д. Оболочки для дистанционных курсов можно разделить на 2 типа:

a. Ориентированные на разработку курса в автономном режиме с последующей его загрузкой в сеть Интернет (представляют собой аналоги редакторов гипертекста, содержащие дополнительно специфические средства разработки, ориентированные на особенности курсов дистанционного обучения).
b. Ориентированные на разработку курса непосредственно в сети Интернет, которые делятся на 2 подтипа:
· использующие для редактирования и администрирования курсов специализированные программы;
· использующие для редактирования и администрирования курсов стандартные средства просмотра Web.

Сегодня на образовательном рынке можно увидеть несколько десятков оболочек. Например, можно воспользоваться редактором веб-страниц Microsoft Front Page 2003 и создать там курс по изучению какого-либо предмета. Для этого, конечно, вы должны знать язык разметки гипертекста и правила работы с самим редактором.
Но можно пойти другим путем, например, воспользоваться уже готовыми программными макетами. К ним относятся инструмент для разработки электронных курсов Competentum.АВТОР. Данный конструктор позволяет перевести учебный материал в электронный вид, и таким образом использовать его в качестве учебных материалов в системе дистанционного обучения. Электронный вид материалов обеспечивает сохранность методических наработок, поэтому с уходом педагога они не теряются. К сожалению, данный ресурс платный, поэтому целесообразно приобретать Competentum.АВТОР на все учебное заведение, а не каждому учителю в отдельности.
К более доступным ресурсам для формирования куров дистанционного обучения относится бесплатная оболочка Мудл. Однако вам придётся научиться ее настраивать или иметь хорошего технического специалиста для её сопровождения в учебном процессе. Неплохой ресурс предоставляет корпорация Microsoft – быстрое создание интерактивных курсов Microsoft Learning. Для управления макетом необходимо базовое знание информационных технологий.
Приведем несколько сайтов, где можно найти описания оболочек для дистанционного обучения, демоверсии, цены.
1. http://www.competentum.ru/ система дистанционного обучения Competentum.Magister
2. http://www.prometeus.ru оболочка Прометей
3. http://moodle.org/ бесплатная оболочка Мудл
4. http://www.mocnit.ru/mocnit/oroks.html оболочка ОРОКС
5. http://www.learnware.ru/ оболочка e-Learning Server
6. http://www.uniar.ru/dt-docent.html/ система дистанционного обучения «ДОЦЕНТ»
7. http://dlc.miem.edu.ru/newsite.nsf/docs/works1.html/ Информационно-образовательная среда

2. Воспользоваться услугами фирм, занимающихся разработкой учебных оболочек и программного обеспечения для очного и дистанционного обучения. Приведем несколько сайтов таких фирм-организаций:
1. http://www.kvazar-micro.com/ корпорация Квазар-Микро - международная IТ-компания, один из ведущих поставщиков решений, продуктов и услуг в области информационных технологий в странах СНГ и Восточной Европы
2. http://www.labview.ru/ Платформа для графической разработки управляющих, измерительных и встраиваемых систем (в т.ч. лабораторный практикум для дистанционного обучения общетехническим дисциплинам с удаленным доступом)
3. http://www.ecoinvent.ru/ ЗАО "ЭКОИНВЕНТ"- разработка и производство учебного оборудования и методических материалов для системы профессионального образования и системы повышения квалификации специалистов
4. http://www.nd.ru/prod.asp?razd=descr&prod=natureworld /Методика использования интерактивных досок. Познавательные материалы об окружающем мире.
5. http://stratum.ac.ru/ компьютерные учебники. Разработка ПО для интерактивных досок Пермского технического университета в среде Stratum.

В заключении хочется отметить, что стремясь повысить уровень обученности студентов, преподаватель сам должен ежедневно повышать свой личный профессиональный уровень, постоянно изучать что-то новое, быть в курсе последних событий в сфере образования, и кроме того, виртуозно владеть информационным технологиями.
В статье были использованы следующие материалы:
1. Никуличева Н.В. "Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении"
2. Усенков Д.Ю. «Дистанционное обучение»
3. www.gdenet.ru «Глобальная сеть дистанционного образования»
4. www. pedsovet.org «Дистанционное обучение»

Источник: http://ver.ucoz.ru/publ/distancionnoe_obrazovanie_innovacionnyj_metod_organizacii_prepodavatelskoj_dejatelnosti/1-1-0-2
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (11.02.2012)
Просмотров: 2481
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]