Четверг, 25.04.2024, 22:20
Приветствую Вас, Гость

Инновационные образовательные технологии и инновационное образование: сходство и различия
Развивающаяся инновационная политика нашего государства ставит все более ответственные задачи перед образованием. Документ «Образование для инновационных обществ в XXI веке», принятый на саммите «Группы восьми» в г. Санкт-Петербурге в июле 2006 г., требует учить генерации идей и решению проблем. В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года говорится о создании «инновационного человека», который будет склонен к инновациям и новым знаниям, независимо от того, где он работает – в промышленности, в науке, в госуправлении и т.д. Происходит становление современной инновационной компетентности.

Если в первых документах Приоритетного Национального проекта «Образование», в частности, в критериях конкурсов образовательных учреждений, говорилось в общей постановке об инновационных образовательных программах, без проведения различий между ними, то сейчас на сайте Национального проекта опубликован термин «инновационное образование» и указано, что инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний.
Это вызывает необходимость различения сложившегося понятия «Инновационные образовательные технологии» и нового понятия «Инновационное образование».

Сфера образования – одна из первых в нашей стране, начавшая активное инновационное движение. В определенной степени это движение имело место и в течение многих десятилетий до перестройки и экономических реформ. Например, создание А.Г. Ривиным и В.К. Дьяченко коллективного способа обучения, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым развивающего обучения и др. Во времена перестройки эти инновационные технологии получили серьезный импульс в своем развитии и распространении. Одновременно стали активно распространяться, а также и вновь создаваться другие инновационные образовательные технологии: способ диалектического обучения – СДО (А.И. Гончарук и В.Л. Зорина), индивидуально-ориентированный способ обучения – ИОСО (А.А. Ярулов), «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов), эвристическое обучение (А.В. Хуторской), диалог культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), проектная саморефлексия (Г.П. Щедровицкий) и др. Важнейший класс инновационных образовательных технологий представляют собой информационные технологии.
Названные технологии решали задачи повышения успешности в обучении, вовлеченности в учебный процесс, улучшения понимания изучаемого материала, формирования функциональной грамотности, проектной грамотности, теоретического мышления, экологического и экономического мышления, коммуникативности, социальной активности, гражданского сознания, толерантности, самоопределения и др.

Когда стали переходить на инновационный путь развития другие сферы деятельности, включая сферу производства, то казалось, что сфера образования может выполнять для них функцию лидера. Однако на самом деле оказалось иначе. Раньше обществу хватало того небольшого количества инноваторов, у которых эти качества сформировались самостоятельно. В вышеназванных образовательных технологиях инноваторами являлись только педагоги, а их инновации были направлены на формирование у обучаемых важнейших качеств, но иных, чем инновационное мышление и способность к инновационной деятельности. Теперь же другим сферам деятельности потребовались кадры инноваторов.

Вышесказанное позволяет дифференцировать понятия «инновационные образовательные технологии» и «инновационное образование» следующим образом:
– инновационные образовательные технологии и программы – это любые образовательные технологии, являющиеся результатом инновационной деятельности педагогов, создавших и развивших их;
– инновационное образование – это только те инновационные образовательные технологии и программы, где результатом инновационной деятельности педагогов является создание (генерация) инновационных идей обучаемыми.
Моно-инновационности производства (инновации специалистов) соответствует не моно-инновационность образования (инновации педагогов), а его инновационность: инновации педагогов и, как их следствие, инновации обучаемых.

Актуальной оказывается задача развить существующие моно-инновационные образовательные технологии до состояния би-инновационных. Практически подтверждено, в особенности красноярским опытом, изобретениями, создаваемыми учащимися, что это можно сделать на основе современной отечественной науки о сильном талантливом мышлении – теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), все шире признаваемой во всем мире, все более применяемой ведущими транснациональными корпорациями, преподаваемой во все большем количестве ведущих университетов и других образовательных учреждений различных стран мира.

В середине 80-х гг. создана и с этого времени активно развивается инновационная система ТРИЗ-педагогика. Усилиями лаборатории ТРИЗ КК ИПК и ПП РО создан новый метод в ТРИЗ-педагогике – метод «изобретения знаний», разработаны основы интеграции ТРИЗ со всеми наиболее распространенными инновационными педагогическими технологиями. Дополнительный эффект этого – возможность описания различных педагогических технологий на едином языке прикладной диалектики, что крайне необходимо для эффективного сетевого, в том числе телекоммуникационного, взаимодействия муниципальных методических служб, для тиражирования опыта инновационных педагогов.
http://www.kipk.ru/rb-topic.php?t=582

Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (05.02.2011)
Просмотров: 2319
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]