Пятница, 19.04.2024, 08:15
Приветствую Вас, Гость

Инновационные технологии в образовательном процессе
Требования к специалисту в плане межкультурного общения в современном мире велики и предполагают овладение им на уровне пользователя не одним, а несколькими иностранными языками. Без сформированности стратегий автономного изучения языков последнее невозможно. Формирование автономной языковой личности в процессе овладения межкультурным общением приобретает, таким образом, в современной трактовке требований к специалисту приоритетное значение.
В «век мультикультурного диалога» (П. Щедровицкий) особенно важным является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Языковая личность в области иностранных языков – это показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, способность реализовать себя в рамках диалога культур. Другими словами, это формирование умения в познании собственной культуры и культуры других народов. Ссылаясь на определение Ю.Н. Караулова, языковая личность – есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений и готовностей к осуществлению языковых поступков разной степени сложности: поступков, которые классифицируются, с одной стороны по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение), а с другой – по уровням языка (фонетика, грамматика, лексика). Успешное формирование автономной языковой личности непосредственно связано со становлением учебной компетенции обучаемого, т.е. способности управления своей учебной деятельностью....

Современное инновационные технологии обучения, на наш взгляд, являются наиболее актуальными способами решения поставленной задачи. В практике преподавания иностранных языков на современном этапе обучения используются следующие технологии: 1) проектные технологии; 2) информационные технологии; 3) технологии языковых портфелей; 4) модульно-блочные технологии.

При использовании проектной технологии обучения ИЯ в новой образовательной парадигме становится процессом самостоятельного автономного овладения системой учебной познавательной деятельности. Проектное задание, которое даётся на группу обучаемых, непосредственно связывает овладения определённым предметным знанием с реальным использованием этого знания. Комплексный интегративный характер проектной работы позволяет студенту выстраивать единую картину мира, собирая для этого ранее полученные знания и навыки и приобретая новые. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым, личностно-мотивированным.

Компьютерные технологии – это единый образовательный процесс, основанный на междисциплинарном нетрадиционном содержании, формах и средствах обучения. Здесь на передний план выступает информатизация образования, суть которой в том, что для обучаемого становится доступной большая по объёму информация, представленная в базовых данных, компьютерных программах, различной справочной литературе. Информационные технологии в обучении создают принципиально новую ситуацию в плане формирования автономности обучаемого в процессе изучения ИЯ. С возможностью выхода в Интернет усилилась мотивационная основа языковой учебной деятельности, как например, при установлении прямых контактов с корреспондентом. В 1990-х г.г. в Германии начали практиковать обучение в парах американцев и немцев, изучающих английских язык. На занятиях в условиях мультимедиа - образовательных технологий студенты получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью, составляют сценарии, пишут статьи, проводят телемосты.

Языковой портфель рассматривается в современной концепции обучения, как важнейший инструмент формирования автономности обучаемого. В основу идеи разработки языкового портфеля заложено соотнесение российской системы требований к уровням владения иностранным языком с общеевропейскими системами, что является шагом, ведущим к созданию единого общеевропейского образовательного пространства. Оценка различных уровней владения ИЯ осуществляется через механизм лингводидактического тестирования. Суть этого аспекта новой идеологии в изучении иностранных языков состоит в переориентации учебного процесса с преподавателя на обучаемого, который в полной мере осознаёт ответственность за результаты собственной деятельности. Это постепенно формирует у него навыки самостоятельного, автономного от учителя, овладения приёмами способами труда, с целью непрерывного языкового образования, которое он сможет осуществлять в течение всей своей последующей жизни. Мы имеем в виду здесь совершенствование владения первым иностранным языком на более высоких уровнях и изучение второго, третьего и других иностранных языков. Большую помощь изучающим языки может оказать «Языковой портфель» для нефилологов гуманитарного профиля, разработанный на кафедре иностранных языков Владимирского государственного университета. Этот портфель составлен на основе документов Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» и «Европейский языковой портфель» Языковой портфель содержит лингвистический компонент (знание фонетических, лексических, грамматических и стилистических закономерностей изучаемого языка), социокультурный компонент (страноведческие реалии, национальные традиции, ритуалы, обычаи, принятые образцы и формы речевого общения), прагматический компонент (прагматические параметры высказывания, т.е. адаптация к предмету ситуации, типу адресата, условиям ситуации). Языковой портфель функционален по многим параметрам, и прежде всего, как фактор, стимулирующий автономное непрерывное изучение языков и способствующий развитию многоязычия. Технология использования системы уровней владения языками на основе использования Европейского языкового портфеля предполагает повышение статуса учащегося в образовательном процессе, осознание им личной ответственности за результаты обучения (автономности обучаемого), рост мотивации при изучении языка и культуры. Эта технология имеет инновационный характер. Обучаемым интересно определить и оценить свой качественный уровень владения ИЯ, преподавателя – выявить всё новые уровни владения ИЯ и давать им качественную оценку.
При модульно-блочном обучении также достигается определённая «технологизация» обучения, т.к. обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя. Сущность модульного обучения состоит в том, что студент может автономно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Взаимодействие педагога и обучаемого в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе: с помощью модуля обеспечивается осознанное автономное достижение студентом определённого уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече.
На наш взгляд, целесообразно комплексное, интегративное использование в учебном процессе по овладению межкультурным общением всех выше названных технологий обучения. Так творческие задания по проекту предполагают нахождение через Интернет информации, её креативное преломление для поставленной цели; для отработки конкретных языковых умений и навыков предлагается модуль в форме стандартизированного буклета, состоящего из учебных материалов, инструкций, контрольной проверочной работы; работы с языковым портфелем (заполнение языкового паспорта, биографии, досье) позволит осуществить мониторинг автономной учебной деятельности.

Список использованной литературы
1. Щукин А.Н., Обучение иностранным языкам: теория и практика. – М., 2005.
2. Русская культура и мир. – //Доклады участников II международной практической конференции. – М., 1994.
3. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пос. – М.: Академия, 1999.
4. Гальскова Н.Д., Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ, 2000.

Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (05.02.2011)
Просмотров: 3960
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]