Вторник, 23.04.2024, 11:06
Приветствую Вас, Гость

Технология коллективного взаимообучения
К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащиеся, в парах сменного состава»
«Работа в парах, сменного состава» по определённым правилам позволяет плодотворно, развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Можно выделить следующие основные преимущества КСО:
• в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; ............
• в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
• каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
• повышается ответственность не. только, за свои успехи, но и за результаты
коллективного труда;
• отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в :коллективе;
• формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
• И обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Парную работу можно использовать в трёх видах:
• статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» -«ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
• динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
• вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует, вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Ещё Я.А. Каменский в «Великой дидактике» оценивал «обращённую мысль» как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно откажи себе в чём-нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать»; «многое спрашивать, усваивать, учить других тайны великой учёности».
Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями:
10% - читает глазами, 26% - слышит, 30% - видит, 50% видит и слышит, 70% обсуждает, 80% опирается на опыт, 90% говорит и делает совместно, 95% обучает других.
Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (23.02.2011)
Просмотров: 4709
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]