Четверг, 25.04.2024, 03:58
Приветствую Вас, Гость

Компетентностный подход
Традиционно цели школьного образования определялись набором ЗУНов , которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны специалисты, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия "компетенции" и "компетентности", более соответствующие пониманию современных целей образования.

Введение этих понятий в педагогическую практику средней школы требует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.

Владение выпускниками компетенциями, т.е. тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, называют компетентностным подходом.

В мировой образовательной практике представлена преимущественно следующая структура (набор) ключевых компетенций:
Компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на освоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
Компетенции в сфере трудовой деятельности ( в том числе умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершать свои профессиональные возможности, навыки самореализации и т.д.) ;
Компетенции в бытовой сфере ( включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.);
Компетенции в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Понятие компетентности , выступая в качестве центрального:
Объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
Закладывает идею об ориентации образования на "стандарт на выходе"
Имеет интегративную природу, т.к. включает в себя общеучебные умения и знания, которые относятся к широким сферам деятельности.

Характерными признаками компетентности являются:
Многофункциональность, позволяющая решать различные проблемы реальной повседневной жизни, достижения различных целей в различных жизненных ситуациях;
Надпредметность и междисциплинарность - применение в различных ситуациях в школе , семье;
Определенный уровень интеллектуального развития - развитие абстрактного мышления, самооценки, критического мышления и т.д.;
Многомерность - различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные).

Компетентность включает в себя как содержательный (знание) , так и процессуальные ( умениЕ) компоненты. Иными словами, компетентный человек должен не только пониматьсущество проблемы, но и уметь решить ее практически, т.е. обладать методом (знание + умение) решения. Причем в зависимости от конкретных условий решения проблемы компетентный человек может применить тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям. Вариативность метода -это важное качество компетентности, наряду с мобильностью знания и критичностью мышления. Таким образом, компетентность - мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.

Составными частями компетентности в сфере познавательной деятельности являются:
Интеллектуальные;
Исследовательские ;
Общеучебные умения, навыки
И опыт

Современная школа должна создавать условия для развития личности обучающегося, его индивидуальности, творческих способностей , формирования потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения и самореализации.

При этом меняются принципы педагогической деятельности, изменяется позиция педагога и позиция обучающегося, т.к. современному обществу необходима развмвающая педагогика как система интеллектуального и психического развития, формирующая в личности ученика устойчивые структуры творческого стиля мышления. Педагог должен выступать как организатор активной познавательной деятельности обучающихся , их мыследеятельности, т.е. содействовать развитию их личности.

Из всего выше сказанного, ясно одно , что современное образование должно идти в ногу со временем. Наша школа , наверно как и многие другие российские школы, стремится сформировать у выпускника способность к выживанию и с устойчивой жизнедеятельностью в условиях современного многофункционального социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникативно насыщенного пространства.
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (05.07.2011)
Просмотров: 2042
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]