Пятница, 29.03.2024, 04:04
Приветствую Вас, Гость

Модель формирования готовности учителя к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах
Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества. Е.Д. Патаракин определяет сетевое сообщество как группу людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств [6]. Активное использование информационных технологий для целей образования привело к появлению сетевых сообществ двух типов: профессиональных сообществ педагогов (для решения профессиональных затруднений и профессионально значимого общения) и сетевых педагогических сообществ.
В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых педагогических сообществ, как правило, инициируется методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими. Участниками взаимодействия являются педагоги, учащиеся, родители и др. субъекты педагогического процесса. Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет. Таким образом, мы можем сформулировать понятие «сетевое педагогическое сообщество», под которым понимается группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий.
Следует признать однако, что процесс создания и методического сопровождения сетевых педагогических сообществ для совместного решения проблем и организации коллективной деятельности образовательного характера в сети Интернет мало изучен в современной педагогике, существующая практика требует теоретического осмысления.
Так, анкетирование педагогов - слушателей курсов повышения квалификации Владимирского института повышения квалификации работников образования (ВИПКРО) ставило задачей ранжировать факторы, препятствующие активному участию педагогов в деятельности педагогических сообществ. Было опрошено 26 педагогов в возрасте от 25 до 55 лет с разным педагогическим стажем и уровнем квалификации, преподающих различные предметы школьного курса. Результаты анкетирования показали, что, по мнению педагогов, активному участию учителей в работе сетевых сообществ препятствуют:
· отсутствие постоянного доступа к сети Интернет – 61,5%;
· отсутствие опыта общения в сети Интернет - 57,7%;
· низкий уровень компьютерной грамотности педагогов – 46,2%;
· занятость, отсутствие свободного времени – 15,4%;
· субъект-объектная педагогическая позиция – 7,7%;
· отсутствие желания работать в сетевом сообществе - 7,7%.
Таким образом, в деятельности сетевых педагогических сообществ объективно существуют следующие проблемы:
1) сетевой мир общения подростков и юношества со своими прави лами, особенностями речи, образующими особую субкультуру сети, является для многих педагогов terrа inсognita; традиционные педагогические приемы не всегда эффективно «работают» в сетевом пространстве;
2) в чисто техническом владении информационно-коммуникационными технологиями дети и подростки опережают своих наставников.
Мы согласны с мнением Е.Н. Ястребцевой, которая видит выход из соз давшейся ситуации в активном вовлечении взрослых - учителей, психологов и других работников образования - в мир сетевого общения с учащимися для передачи в контексте совместной деятельности нравственных и этических ценностей традиционной культуры, способов решения проблем, образцов поведения [3]. Без сомнения, эту задачу призваны решать в первую очередь методические службы; система повышения квалификации работников образования должна обеспечить процесс подготовки учителя к дистанционному обучению, профессиональному общению и сотрудничеству в рамках сетевого педагогического сообщества. Нельзя не согласиться с мнением Л.Н. Горбуновой о том, что в системе дополнительного профессионального образования в дистанционном сопровождении нуждается не только процесс повышения квали фикации, но и профессиональные инициативы педагога: проектная, исследова тельская практика. Следовательно, важнейшей задачей системы дополнительного образования становится поиск, разработка и апробация оптимальных форм дистанционного взаимодействия с педагогом [4].
Таким образом, информатизация образования направлена на обеспечение сферы образова ния теорией и практикой разработки и использования новых ин формационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, сохраняющих традиционные ценности отечественного образования. В этом смысле использование современных информационно-коммуникационных технологий открывает принци пиально новые возможности для отечественной системы образова ния и интеграции в информационное общество индивидов при условии преодоления негативных аспектов сетевого межличностного общения посредством использования различных форм взаимодействия меж ду участниками образовательного процесса и профессионального общения, наиболее эффективным из которых мы считаем сетевое диалоговое взаимодействие.
Изучение работ, посвященных философии диалога (М.М. Бахтин, М. Бубер и др.), анализ исследований в области теории общения (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, М.С. Каган и др.), учебного диалога (В.С. Библер, Ю.С. Курганов и др.), теории и психологии образования взрослых (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Г.С. Сухобская и др.),андрагогики (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, С.И. Змеёв, И.С. Колесникова и др.), акмеологии (С.А. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Н. Максимова и др.), изучение проблем применения интернет-технологий в образовании (А.А.Андреев, М.А.Абрамова, Е.С.Полат, А.А.Семеноа, А.В.Соловов, А.В.Хуторской и др.), позволили сделать вывод о том, что диалоговое взаимодействие субъектов образовательного процесса в процессе повышения квалификации и сетевого общения с применением информационно-коммуникационных технологий имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными и ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети Интернет [1, 2, 5, 7, 8]. В своем исследовании в качестве рабочего определения мы использовали следующее определение понятия «диалоговое взаимодействие педагогов в сетевых педагогических сообществах». Это свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными субъектами педагогического процесса в контексте совместной деятельности по освоению актуального для системы образования и личностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания. Его результатом является общность субъектов при сохранении неповторимой индивидуальности каждого, обусловленной его ментальностью и жизненным опытом. Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.
Важнейшим условием осуществления диалогового взаимодействия в сетевых педагогических сообществах является готовность педагогов к такому взаимодействию, которая может быть сформирована в рамках региональной системы повышения квалификации. С этой целью нами была разработана модель подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевыхпедагогических сообществах, включающая следующие компоненты:
· на мотивационном уровне - формирование положительной мотивации педагогов к участию в сетевом диалоговом взаимодействии на основе выбора содержания, отражающего актуальные для российского образования, профессионально и личностно значимые темы, в том числе и за счет информирования педагогов о деятельности сетевых педагогических сообществ;
· на информационном уровне - подготовка педагогов к диалоговому взаимодействию в сети Интернет в системе повышения квалификации работников образования в различных формах:
- курсовая подготовка на базе учреждения дополнительного профессионального образования;
- создание региональной системы подготовки тьюторов (ИКТ-поддержка педагогов);
- индивидуальные консультации преподавателей ИПКРО по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе;
· на практически-действенном уровне - методическая поддержка профессионального общения и совместной деятельности педагогов в сети Интернет в рамках сетевых профессиональных сообществ, включающая следующие направления деятельности:
- проведение региональных телекоммуникационных проектов для педагогов;
- координация деятельности школьных команд в рамках региональных телекоммуникационных проектов;
- подготовка учителей к участию в межрегиональных и всероссийских сетевых мероприятиях.
Для апробации модели подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сети Интернет в период с 2004 по 2008 гг. на базе Владимирского института повышения квалификации работников образования была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой принял участие 741 педагог. При организации опытной работы мы опирались на следующие концептуальные основания: готовность педагогов к профессионально значимому диалоговому взаимодействию в сети Интернет обусловлена индивидуально-творческими, ментальными и возрастными характеристиками всех участников взаимодействия; специфика обезличенного взаимодействия в сети Интернет определяет необходимость сочетания очных и заочных форм взаимодействия.
В качестве основного критерия результативности осуществления сетевого диалогового взаимодействия было определено создание и активное функционирование сетевых педагогических сообществ, стимулирующих инициативность педагогов и способствующих повышению их профессиональной компетентности. Были также сформулированы следующие показатели готовностипедагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах:
- положительная мотивация педагогов к участию в общении и совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах;
- базовая информационно-коммуникационная компетентность педагога, включая знание им основных каналов сетевой коммуникации;
- наличие знаний о правилах сетевого взаимодействия (сетевого этикета);
- сформированность умений и навыков диалогового взаимодействия для общения и совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах с использованием социальных сервисов сети Интернет...

Автор: Полякова В.А., подробности: http://www.science-education.ru/30-1147, Журнал "Современные проблемы науки и образования".

Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (26.03.2011)
Просмотров: 2118
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]