Четверг, 25.04.2024, 01:45
Приветствую Вас, Гость

Мотивация учеников. Как мотивировать учеников в начале урока
Ученики усваивают материал тем лучше, чем выше их мотивация. Она напрямую связана с интересом и удовольствием от познания. Вряд ли можно вызвать у ребенка интерес и желание разобраться в новой теме, если начать урок с привычного «Тема сегодняшнего урока — N». Нужны другие методы и приемы.

Правильно выбранная методика помогает сформировать у учащихся различные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные;
коммуникативные;
личностные;
регулятивные.
Для младшей и старшей школы в методиках формирования мотивации есть отличия. Давайте рассмотрим некоторые приемы на примерах.

Младшая школа
«Привлекательная цель». Ученикам дается понятная и привлекательная для них задача. К примеру, помочь их любимому сказочному герою в поисках принцессы или победить злодея. Для того чтобы у него все получилось, ему нужно пройти испытания. В виде испытания предоставляется тема занятия, например сложение и вычитание двузначных чисел.

«Мордашки», «Цветочки».
Учащиеся с помощью карточек со стилизованными изображениями эмоций показывают учителю свое настроение. Или в начале урока объявляется, что класс должен будет собрать красивый букет, в котором цветочек красного цвета будет значить, что урок был интересным и понятным, желтого – что обычным, синего – что скучным.

Использование ребусов, загадок. Не стоит забывать, что младшие школьники любят играть, решать загадки, раскрывать тайны, рисовать. Все это нужно использовать, для развития и сохранения учебной мотивации. Используйте литературных и сказочных героев и их изображения — не бойтесь фантазировать.

Старшая и средняя школа
«Отсроченная отгадка». Метод был разработан и описан Александром Гином. В начале урока учитель рассказывает или демонстрирует с помощью фото или видео удивительный факт, загадочное явление. Например, фото мостов, разрушенных шаговым резонансом. Детям предлагается возможность объяснить это с помощью знаний, которые у них есть. Выслушав все предположения, педагог приступает к новой теме, которая поможет ученикам дать правильный ответ.

В некоторых случаях загадку можно задать в конце урока для «закладывания» мотивации для следующего занятия. Не стоит допускать распространенную ошибку и предлагать учащимся прочесть учебник, чтобы отыскать ответ самостоятельно. Это снизит интерес.

«Да — нет». Учитель загадывает некоторое число, явление, предмет или литературного героя и предлагает ученикам отгадать, что это. Учащиеся должны задавать вопросы, на которые можно дать только утвердительные или отрицательные ответы, или же что утверждение верно и неверно одновременно.

Такая методика помогает развить познавательные и личностные УУД: систематизировать имеющиеся знания, учит связывать отдельные факты в единую картину и просто развивает умение слушать товарищей.

«Удивляй!» Этот метод заключается в том, что учитель демонстирует ученикам известные факты под другим углом. Простой пример: правило экологической пирамиды. Все знают, что синицу называют санитаром леса. Учитель задает вопрос: сколько, по мнению учеников, вредных насекомых, может уничтожить эта маленькая птичка за свою жизнь? За день синица съедает столько насекомых, сколько весит сама, а это около 12 грамм. Средняя продолжительность жизни птицы — 2 года. За всю жизнь синица уничтожит около 9 килограмм насекомых!

«Лови ошибку». Учеников предупреждают, что сегодня учитель будет специально допускать ошибки при объяснении темы. Потому они должны быть предельно внимательными, чтобы заметить их. Это позволяет развить регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД в классе: анализ информации, умение слушать и слышать, умение формировать план действий.

«Парадокс» или методы проблемного обучения. Эту методику разработал американец Джон Дьюи. Проблемная ситуация создается с помощью преднамеренных ошибок. Задача учащихся — доказать учителю, что он не прав. Пример: доказательство того, что 2*2=5. Используем чистовое тождество 4:4=5:5, выносим за скобки общий множитель: 4*(1:1)=5*(1:1). В скобках числа равны, их можно сократить. Следовательно, 4=5, что является парадоксом.

Кроссворды, ребусы, творческие сочинения. Ребятам предлагается самостоятельно составить кроссворд или ребус по теме, написать фантастическое сочинение, например о путешествии к Сатурну или внутрь клетки человека.

Мотивация — главная движущая сила в развитии ребенка. Именно она помогает ему концентрироваться и максимально включаться в работу. Поэтому такие методики нужны преподавателю. Они помогают акцентировать интерес ученика, завладеть его вниманием и вовлечь в работу на уроке.
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (13.11.2017)
Просмотров: 356
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]