Среда, 05.08.2020, 04:06
Приветствую Вас, Гость

10 правил эффективной похвалы: как похвалить ученика?
Похвала – очень действенный и тонкий педагогический инструмент. Молодые учителя не всегда знают, как правильно и эффективно похвалить ученика. Надеюсь, что Вам помогут 10 золотых правил учительской похвалы, познакомиться с которыми можно в этой статье.

«Если вы не знаете, за что похвалить ребёнка, придумайте это!» - такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог. Как правильно похвалить ученика? Предлагаем вместе разобраться в этом вопросе.

Ценность учительской похвалы

Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребёнка, который нуждается в его поддержке и внимании.

Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. А ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно убедить ребенка учиться, и учиться с удовольствием. Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.

Золотые правила учительской похвалы


Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила.

1. Хвалите за старательность!

Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке русского языка за отличный диктант можно так: «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе, повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить: «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки! У тебя врожденная грамотность!» А на уроке английского языка хорошей мотивацией станет похвала на английском:

Wow - Вау, Здорово
Outstanding - Выдающийся
Good - Хорошо
I am proud of you - Я горжусь тобой
Looking good - Выглядит хорошо
That’s incredible - Это невероятно, немыслимо, потрясающе
Beautiful - Превосходно, великолепно
You are on your way - Ты на верном пути
You are darling - Ты душка, прелесть
Beautiful work - Превосходная, великолепная работа
You are fantastic - Ты замечательный
Great discovery - Отличное открытие, находка
Terrific - Прекрасно, отлично
You tried hard - Ты очень старался
You are treasure - Ты сокровище
That’s correct - Правильно
You learned it right - Ты выучил правильно
Bravo - Браво
I respect you - Я уважаю тебя
You care - Ты внимательный
You brighten my day - Ты осветил мой день
You make me laugh - Ты заставляешь меня смеяться
You are perfect - Ты замечательный, гениальный, идеальный
Excellent - Отлично, отменно, превосходно, прекрасно
Remarkable - Замечательно, поразительно
How smart - Как проницательно, сообразительно, находчиво, разумно
You are the winner - Ты победитель
How nice - Как мило, славно, хорошо, воспитанно
Super - Супер
Awesome - Потрясающе, фантастически
A big hug - Поздравляю
You are sensational - Ты шикарный, роскошный, сенсационный
Creative job - Творческая работа
Super work - Замечательная работа
Great - Отлично
I knew you could do it - Я знала, ты сможешь
You make me happy - Ты делаешь меня счастливой
Magnificent - Отличный, изумительный, прекрасный
You are on target - Ты достиг цели, выполнил задание
Marvelous - Изумительный, удивительный, великолепный, превосходный
Phenomenal - Феноменально, выдающийся, исключительный, необыкновенный
You are unique - Ты уникален
Well-done - Молодец
Tremendous - Потрясающе
Fabulous - Поразительно
You’re tops - Ты отлично справился, лучше всех
Dynamite - Ты «крутышка», очень здорово
Good sport - Молодчина
You are on the mark - Ты сделал все так, как положено
What a careful work - Как аккуратно
You are a real trooper - Ты такой терпеливый/выносливый
You’ve figured it out - Ты разобрался

2. Хвалите действия, а не личность!

В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение.

3. Чётко обозначайте, за что хвалите!

Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке рисования можно обратить внимание на детали рисунка: «Какую красивую вазу с фруктами тебя удалось изобразить!». При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! Настоящий художник!» Если это уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником.

4. Хвалите в меру и по делу!

Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху. Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно ожидает одобрения практически каждого своего действия. А когда не получает его, искренне недоумевает. К тому же похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам.

5. Хвалите не только «любимчиков»!

В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент.

6. Останавливайтесь на хорошем!

Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удаётся повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на уроке математики за интересное решение одной задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты решил эту задачу необычным способом! А на остальные примеры даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога.

Учительская похвала не должна содержать упрёков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения.

Кстати, не менее важно учить родителей правильно хвалить своих детей.

7. Не противопоставляйте одного ученика всему классу!

Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа. Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика на уроке химии, если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с ребенком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников не столько зависть, сколько агрессию. А ведь этот ученик ни в чём не виноват!

8. Хвалите без сравнений!


Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.

9. Подкрепляйте похвалу!

Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.

10. Запаситесь «Я-посланиями»!

Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке литературы можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.

Похвала – очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. Разумная учительская и родительская похвала связана с разумными ожиданиями, и большинству учеников удастся их оправдать. Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная.

Ищите повод похвалить своих воспитанников, и вы обязательно его найдёте!
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (04.06.2017)
Просмотров: 1221
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]