Пятница, 29.03.2024, 09:12
Приветствую Вас, Гость

Эффективное взаимодействие классного руководителя и учителей-предметников
Образовательный процесс — сложный и многокомпонентный. Его цель включает в себя не только передачу знаний, но и нравственное, духовное и культурное воспитание детей. Качественная реализация зависит от всех задействованных в нем лиц: учащихся, их семей, учителей-предметников и классного руководителя. Постоянное взаимодействие куратора класса и педагогического коллектива — залог успешного разрешения образовательных и воспитательных задач, возникающих в школе.

Роль классного руководителя
Именно педагог, за которым закреплен класс, выступает центром и основой сотрудничества между преподавателями. Перед ним стоят следующие задания:

изучение личностных характеристик и методики преподавания каждого педагога, работающего в классе;
регулировка отношений «учитель — ученик», «учитель — родители»;
определение единых целей и способов их достижения.


Проблемы
Общие для школьников всех возрастов проблемы — низкие показатели успеваемости и дисциплины. Один из факторов, который снижает эффективность решения этих проблем, — недостаток информированности преподавательского состава. Нередко классные руководители отслеживают успеваемость своих подопечных по другим предметам только по оценкам в журнале или дневниками, не вдаваясь в подробности. Предметники, в свою очередь, не всегда знакомы с негативными и положительными особенностями как ученической группы в целом, так и каждого ребенка индивидуально. Из-за этого возникает неполное видение ситуации, которое снижает эффективность образовательного процесса.

Поэтому в первую очередь очень важно постоянно контактировать со своими коллегами!

Формы и суть работы
При организации совместной работы классный руководитель может использовать следующие виды работы:

индивидуальные беседы;
посещение учителем-предметником родительских собраний;
посещение занятий;
совещание педагогов, преподающих в классе;
участие в подготовке и проведении олимпиад, тематических предметных недель, внеклассных мероприятий.


Наиболее распространенными являются два первых пункта. Во время разговоров «тет-а-тет» предметник может спокойно объяснить ту или иную оценку, описать трудности, возникающие в классе. Руководитель, в свою очередь, может дать комментарии к ситуации каждого ученика. Кому-то нужно больше времени для понимания, кто-то схватывает «на лету», кто-то отмалчивается, зная правильные ответы. Все эти тонкости знает только педагог-куратор, предметнику понадобится больше времени для понимания психологии класса.

Приглашение учителей на собрания родителей способствуют налаживанию контакта между ними. Часто семьи просят классного руководителя выступить посредником, считая, что коллеги лучше найдут общий язык. Но прямое привлечение педколлектива к работе с родителями, несомненно, более продуктивно. Помимо посещения собраний, классному руководителю приходится организовывать индивидуальные встречи учителей и родителей, информировать семьи о проведении открытых занятий.

Присутствие куратора школьной группы на других уроках поможет подробнее увидеть атмосферу в классе: как дети контактируют друг с другом и с учителем. Важно отметить заинтересованность ученического коллектива и реакцию на преподавателя. Информация о личности предметника как преподавателя и воспитателя, его требованиях к знаниям, методах, приемах и отношении к учащимся поможет в дальнейшем при организации коллектива. Один педагог хорошо эмоционально влияет на детей, другой — быстро дисциплинирует и организует, третий — видит и стимулирует творческий потенциал.

Во время педсовещаний классный руководитель предоставляет сведения о классе в целом и о каждом ученике в частности, о физических, умственных, эмоциональных качествах, семье и окружении, которые могут влиять на его показатели. Предметники также информируют о текущей ситуации. На основании этого должна происходить разработка общей педагогической направленности и подходов к детям, анализ ее эффективности и корректировка в дальнейшем. Использование единой образовательной методики удобно и для учеников, и для педсостава. Системность действий всех преподавателей снимает напряженность у школьников: они знают, чего ожидать, поэтому эмоционально расслабляются и лучше вовлекаются в учебный процесс.

Важны внеклассные совместные мероприятия: предметные кружки, факультативы, подготовка и выпуск стенгазет, организация и помощь в проведении олимпиад и тематических мероприятий. Зачастую выходит так, что в «активе» задействованы одни и те же дети: они участвуют в конкурсах, концертах, готовят стенды и выступления. Причастность классного руководителя поможет более эффективно планировать занятость школьников и вовлекать менее активных, но не менее талантливых ребят.

Каждый педагог должен самостоятельно установить периодичность, с которой будут происходить встречи и обмен информацией. Важно, чтобы при возникновении проблемных ситуаций предметники могли сразу же обратиться к классному руководителю.

Виды педагогических коллективов

Д.В. Григорьев говорит о разных типах команды педагогов класса:

вербальный,
деятельностный,
отношенческий.

Для первой команды характерно коллективное обсуждение положения вещей, конфликтов и неоднозначных ситуаций. Проблемы решаются по мере их поступления, иногда упускается из виду важность превентивных мер. Классный руководитель выступает координатором консилиумов и встреч.

Деятельностный коллектив отличается самоуправлением и вовлеченностью всех участников. Учителя стремятся к постоянному взаимодействию — совместным урокам, консультациям для учеников и родителей. Классный руководитель — равноправный член группы, а также педагог-психолог, который лучше всех знает, какая психологическая атмосфера в классе.

Отношенческая педагогическая команда направлена не только на профессиональное развитие, но и на личностный рост. В такой группе устанавливаются дружеские неформальные отношения, поэтому помимо образовательных и воспитательных задач решаются и психологические, творческие запросы. Здесь классный руководитель — несомненный лидер и центр группы.

В чистом виде педагогические группы встречаются довольно редко. Поэтому педагогу необходимо отследить доминирующие тенденции в команде учителей класса и в соответствии с этим организовывать коллективную деятельность.

Источник: https://stranatalantov.com/news/vzaimodejstvie-klassnogo-rukovoditelya-i-uchitelej-predmetnikov/
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (10.11.2017)
Просмотров: 722
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]