Пятница, 07.08.2020, 16:13
Приветствую Вас, Гость

ИКТ-компетенции учителя
Профессия учителя одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.
В ФГОС чётко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. «Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – также квалификационной категории.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет …» (ФГОС ООО с. 41-42).

Сегодня в школе работают квалифицированные кадры, которые непрерывно осваивают дополнительные профессиональные образовательные программы. Но все ли учителя обладают ИКТ-компетентностью?

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. ИКТ-грамотность - знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность - не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.
Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) - это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы.
Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.

На практике, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках по ряду объективных причин:

Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе.
Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
Нет чётких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажёров и т.д.).
Лимит времени учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт, сопровождающие его документы, а также квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития России 14 августа 2009 года) являются основой для квалификационных требований, предъявляемых сегодня к учителю. Они обязывают учителя пересмотреть свое отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточное время и силы на формирование собственной ИКТ-компетентности.

Пока учитель-предметник не осознаёт необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ

1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.

2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.

3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ.

4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.

5. Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.

6. Владение приёмами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):

вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования;
подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики;
приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами);
приёмами построения графиков и диаграмм;
методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);
7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:

приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;
приёмами вывода изображений на печать, записи на CD.
8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:

приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями;
приёмами работы с файловыми архивами;
приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями.
9. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.

10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности:

наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности;
наличие представлений о структуре web-страницы;
владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта - файловой системы;
владение приёмами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интранет и Интернет.
Кроме того, учитывая разработанные ЮНЕСКО Рекомендации (Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Редакция 2.0. 2011), система повышения квалификации в условиях модернизации современного российского образования должна претерпевать существенные изменения. Основное направление изменений связано с проблемой профессиональной готовности работников школы к решению задач в области информатизации образования. Учителя и руководители школы далеко не всегда осознают, что информатизация школы связана, прежде всего, с обновлением содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, в том числе, как следствие использование средств ИКТ для решения своих повседневных задач. (см. Уваров А.Ю., Структура ИКТ-компетентности учителей и требования к их подготовке: Рекомендации ЮНЕСКО 2.0).

Коллективом международных экспертов была разработана система ИКТ-компетентности педагогов, представленная в виде матрицы. Были рассмотрены три наиболее крупных подхода к информатизации общества:

Применение ИКТ
Освоение знаний
Производство знаний
Реализация подхода «Применение ИКТ» (Technology Literacy - TL) преследует цель:

Повысить уровень грамотности школьников, включая компьютерную грамотность,
Предоставление всем гражданам доступа к высококачественным образовательным ресурсам,
Предоставить образовательные услуги как можно большему количеству детей.
Реализация подхода «Освоение знаний» (Knoledge Deepening - KD) преследует цель:

Фундаментальное освоение всеми школьниками содержания учебных предметов,
Сформировать у школьников способность применять полученные знания для решения практических задач,
Сформировать у школьников желание и способность учиться на протяжении всей жизни.
Реализация подхода «Производство знаний» (Knowledge Creation-KC) преследует цель формирования у учащихся навыков жителей общества знаний, которые необходимы для производства новых знаний, включая: умение общаться, сотрудничать, экспериментировать, критически мыслить, заниматься творчеством.
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (04.06.2017)
Просмотров: 864
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]