Четверг, 25.04.2024, 22:37
Приветствую Вас, Гость

Как начинающему учителю справиться с волнением
После окончания высшего учебного заведения молодого педагога ожидает возвращение в школу. Только теперь его роль меняется, и за столом учителя будет он сам. Вот тут-то охватывает беспокойство: что мне предстоит? справлюсь ли я? Предлагаем разобраться, как побороть тревогу начинающему преподавателю.

Идеальная подготовка
Волнение возникает зачастую из-за неуверенности в себе: производимом впечатлении, знаниях, способности к коммуникации. Поэтому, готовясь к уроку, тщательно продумывайте абсолютно все мелочи, которые могут повлиять на его ход. Но не впадайте в крайности: если что-то пошло не по плану, не нужно паниковать и считать это провалом. Никто не может быть совершенным.

Внешний вид
Одежда. Не пренебрегайте опрятностью вещей, аккуратной прической и чистой обувью. Дети очень внимательны к таким деталям и не упустят возможности найти изъян. Классический костюм сдержанных тонов с минимумом аксессуаров будет наиболее подходящим выбором.

Поза, мимика и жесты. Очень важно сразу поставить себя как преподавателя, и ваше поведение имеет здесь большое значение. Входя в аудиторию, не сутультесь, держите спину ровно, прямо и спокойно смотрите на учеников. Не обязательно сразу хмуриться и делать строгое лицо – улыбка помогает справиться с напряжением вам самим и располагает к себе детей. Хотя при желании прорепетируйте нахмуренные брови дома перед зеркалом – может пригодиться. Во время урока не оставайтесь постоянно за учительским столом. Стойте в полный рост – это создает ощущение превосходства. Периодически проходите между партами и останавливайтесь возле задних рядов, тем самым показывая, что у вас всё под контролем.

Речь. Хорошая дикция, приятный голос и грамотное изложение привлекают внимание и заставляют слушать. Когда вы нервничаете, то можете начать говорить слишком быстро или медленно, тихо или громко. Чтобы этого не происходило, несколько раз повторите, что нужно рассказать, дома. Уверенность в том, что вы владеете необходимой информацией, очень успокаивает.

Материал занятия
Знание темы. Во-первых, будьте уверены в своих силах. Если вас выпустили из университета и вы сейчас находитесь перед классом, то базовым набором знаний и умений обладаете. А, во-вторых, хорошо подготовьтесь, изучив не только тему предстоящего занятия, но и смежные с ней. Тогда неожиданные вопросы школьников не застанут врасплох.

План-конспект.
Напишите план вплоть до вероятных ответов школьников и времени для каждого задания. Выучите его наизусть, чтобы не возникало пауз, которые могут заставить вас волноваться. С этой же целью запаситесь парой-тройкой дополнительных упражнений для наиболее активных (или наоборот) детей.

Классная работа
Первое впечатление. Если вы встречаетесь с классом впервые, заходите без лишней суеты и медлительности. Поприветствуйте школьников, представьтесь, запишите свое имя на доске. Чтобы в дальнейшем не возникало недопонимания и конфликтов, сразу объясните свой стиль работы и требования.

Налаживание контакта. Если это старшеклассники, разница в возрасте может быть не такой уж и большой. Но не позволяйте панибратства в общении. Нужно четко придерживаться дисциплины и социальных ролей, в противном случае класс отобьётся от рук и доставит немало неприятных моментов.
В то же время не нужно запугивать аудиторию, повышать голос и занижать оценки. Это только больше раздражает воспитанников. Если они не слушают – говорите тише, чтобы они были вынуждены прислушиваться к вашим словам. Иногда в качестве замечания можно использовать необидную шутку – смех поможет расслабиться.

Минутки отдыха.
Если класс устал и вам всем нужна передышка – проведите физкультминутку или расскажите интересный факт по теме, близкой к изучаемой на уроке. Это снимет напряжение, скуку и позволит проводить урок дальше.

Признание ошибок. Если вы совершили какую-то ошибку или не знаете ответа на вопрос ученика – это еще не повод впадать в панику. Согласитесь и не юлите – в этом нет ничего зазорного. Младшеклассникам можно ответить в следующий раз, а старшеклассникам, которые уже умеют пользоваться различными источниками поиска информации, предложить самим найти ответ в качестве дополнительного задания.

Подведение итогов. Будьте объективны, оценивая ответы. Не повышайте баллы, заискивая перед классом, и не занижайте, запугивая детей. Всегда давайте подробный комментарий, отметив положительные и отрицательные моменты в работе.

Работа с коллективом и учителями
Помимо учащихся, начинающему педагогу предстоит встреча с коллегами и семьями подопечных. Некоторые из них могут быть не готовы увидеть перед собой 23-летнего юношу или девушку. Так что даже если с вами говорят свысока, не нервничайте и не грубите. Наоборот, ведите себя подчеркнуто вежливо и достойно.

Чтобы более уверенно себя чувствовать, спрашивайте совета у старших коллег. Иногда школы прикрепляют к неопытному новому сотруднику умудренного наставника. Если же этого не произошло, не стесняйтесь просить помощи. Посещайте чужие уроки, вникайте в особенности оформления документации, участвуйте в подготовке внеклассных мероприятий. Чем больше опыта вы получаете, тем меньше волнуетесь в непривычных и незнакомых ситуациях. Заинтересованность работой и жизнью школы располагает к себе коллектив. Не старайтесь понравиться всем и сразу. Но хорошая атмосфера и ровные отношения быстро понизят уровень тревожности.

Экспресс-помощь
Если вы все проверили, перепроверили, а потом еще раз проверили, но все равно чувствуете дрожь в коленях, есть несколько способов быстро унять беспокойство.

Дыхательные упражнения. Когда мы находимся в состоянии стресса, дышим неглубоко и часто. В организме всё взаимосвязано, и можно его немного «обмануть». Нормализация дыхания приведет к стабилизации психологического состояния.

Дыхание на счет. 4 счета – глубокий вдох, 4 счета – задержка дыхания 4 счета – медленный выдох, 2 счета – задержка дыхания. Повторите несколько раз, вдыхайте медленно и полной грудью
Выдох через рот. Вдох носом на 3 счета, выдох ртом на 8 счетов. Важно медленно выдыхать через рот, так как говорим мы всегда на выдохе.
Если перехватило дыхание, глубокий вдох чередуйте с выдохом, во время которого произносите слова с гласной «у»: пух, дух и т.п.
Физические упражнения. Скованность в теле хорошо снимает двигательная активность. Пройдитесь, поприседайте, помашите руками и кистями, разомните ладони.

Улыбка. Желательно улыбнуться, глядя на свое отражение. Можно перейти на смех, даже утрированный. Мозг воспримет задействование мышц как реакцию на хорошее настроение, и вам действительно станет легче.

Концентрация внимания. Если вы чувствуете дрожь в какой-либо части тела или ком в горле, мысленно сосредоточьтесь на них. Можно погладить шею в месте, где ощущаете напряжение. Осознание того, что где-то в вашем теле есть зажим, приводит к тому, что он исчезает.

А главное помните, что даже если у вас будут промахи — это полезный опыт. Не бойтесь приобретения любого опыта, все проходили через это. Будьте уверены в себе и смело идите вперед!

Источник: https://stranatalantov.com/news/kak-nachinayushhemu-uchitelyu-spravitsya-s-volneniem/
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (10.11.2017)
Просмотров: 463
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]