Воскресенье, 05.05.2024, 18:16
Приветствую Вас, Гость

Метод ассоциаций: как применять на уроке?
Трудности с запоминанием информации у детей нередко возникают из-за того, что они не видят связи между отдельными компонентами темы. Справиться с этой проблемой поможет метод свободных ассоциаций, который даёт возможность запомнить большой объём слов в строго определенном порядке. Это упражнение можно использовать и в качестве разминки в начале урока, чтобы активировать мыслительный процесс и воображение учеников.

Что из себя представляет метод?
Для метода свободных ассоциаций характерно привязывать каждое слово к яркому, проработанному образу и связывать эти образы в цепочку строго упорядоченных элементов единого рассказа. На практике это намного проще и увлекательней, чем в теории. Череда ассоциаций выстраивается в нечто трудно поддающееся логике, но обладающее сюжетом, что-то вроде сна или фантастического фильма. Важно, чтобы каждое предыдущее слово было связано только с последующим, ассоциация должна быть линейной, без побочных ответвлений, иначе вместо запоминания получится путаница.
Как это работает?

Для примера возьмем ряд слов, на первый взгляд, совершенно не связанных друг с другом: ягненок, стеллаж, рука, улыбка, золото.
В первую очередь, представим себе ягненка, он может быть любого цвета, с маленькими рожками или же без них — дайте своей фантазии свободу, подробно опишите животное у себя в голове. Далее — стеллаж. Как связать ягненка и стеллаж? Пусть ягненок будет красочной статуэткой, которая стоит на стеллаже, сам стеллаж выполнен из темной древесины, выглядит старым, но хорошо сохранившимся. Эти подробности важны, чтобы в памяти запечатлелся этот конкретный стеллаж: попробуйте представить цвет, размер и материал, возможно, запах пыли. К стеллажу протягивается рука, в нашем случае — это рука пожилого человека, бледная, но крепкая, она нащупывает статуэтку на полке. На морщинистом лице человека появляется улыбка, обнажается золотой зуб. Важно не держать воображаемые образы в рамках реальности, они должны быть подробными, казаться настоящими, но при этом им необязательно существовать в реальном мире.

Для чего можно использовать метод свободных ассоциаций?

Предложите классу ряд слов и попросите их составить рассказ так, чтобы запомнить последовательность и каждое слово. Это будет отличной тренировкой памяти и интересной передышкой на уроке, полезной для поддержания умственного тонуса.

Вы можете использовать метод ассоциаций для запоминания слов-исключений русского языка. Например, попросите учеников соединить глаголы-исключения второго спряжения в небольшую историю так, чтобы учащиеся могли вспомнить каждое слово, опираясь только на нее. Позвольте классу поэкспериментировать и создать собственный индивидуальный рассказ-правило на эти исключения — это гарантированно позволит детям лучше запомнить эти слова.

Внесите разнообразие в свой урок, научив детей этому необычному приему. Постепенно усложняйте поставленные перед учащимися задачи. Метод свободных ассоциаций — отличный инструмент для запоминания и развития образного мышления

Источник: https://wiki.dnevnik.ru/
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (15.04.2017)
Просмотров: 871
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]