Воскресенье, 28.04.2024, 15:22
Приветствую Вас, Гость

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся как основной способ формирования метапредметных результатов
В настоящее время основной целью образования является не передача учащимся знаний в готовом виде, а вовлечение их в процесс добывания знаний, что, в свою очередь, позволяет учить детей самостоятельно мыслить, ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы, проводить исследования.
В соответствии с ФГОС по окончанию обучения на соответствующей ступени мы должны получить определенные личностные, предметные и метапредметные результаты.
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия УУД;
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, одним из способов достижения результатов, предъявляемых требованиями ФГОС является организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которая выступает основным средством достижения метапредметных результатов обучения.
При организации проектно-исследовательской деятельности учащихся выделяю три этапа, от простого к сложному:
1. Мотивация (занимательные опыты по физике, простые и легкие; реальные проблемы и явлений, наблюдаемые в повседневной жизни).
2. Научность знаний (переход от наблюдения к эксперименту, который подразумевает под собой: построение гипотезы, выбор модели, прогнозирование результатов, расчет погрешности, промежуточные вычисления, анализ результатов).
3. Творчество (творческие задания, экспериментальные задачи, проекты).
Организовывать проектно-исследовательскую деятельность необходимо в комплексе: на уроках и во внеурочной деятельности.
Урочная проектно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки; практические и лабораторные занятия; урочные проекты.
Внеурочная проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: элективные и факультативные курсы, проектная работа; учебно-исследовательские работы; научные работы; интеллектуальные марафоны; олимпиады; конференции.
Исследовательская деятельность.
При организации исследовательской деятельности на уроках использую метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций):
а) при объяснении нового материала.
Урок физики в 8 классе «Движение молекул. Диффузия». Учащимся предлагается определить скорость диффузии молекул духов в помещении и сравнить ее со скоростью движения молекул, которая сообщается ученикам. Скорость молекул примерно 400 м / с, она соизмерима со скоростью пули. После расчета скорости диффузии учащиеся получают результат: примерно 25 см /с. Для расчета им необходимо вспомнить, как рассчитать скорость, зная путь и время (7 класс). Возникает проблема: почему скорость диффузии много меньше скорости молекулы? Учащиеся выдвигают свои гипотезы и пытаются объяснить данный факт, используя первоначальные сведения о строении вещества. В данной ситуации учитель может подвести к правильным выводам не напрямую, а косвенно, проведя аналогию: представьте себе, что каждый из вас молекула и вам надо преодолеть расстояние от одной стены до другой, сначала вы делаете это в пустом помещении, а затем с преградами (молекулами), которые совершают хаотичное движение. После обсуждения данной проблемы совместными усилиями приходим к выводу о том, что молекула духов преодолевает столкновения и взаимодействия с другими молекулами, при этом теряя скорость.
б) при использовании физического эксперимента.
Урок физики в 8 классе «Плавание тел». Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела: в первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне. Вопрос: Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости? Так как, во всех случаях тела одинаковые, то можно сразу исключить параметры тела, остается жидкость, следовательно, условия плавания связаны с жидкостью. Таким образом, зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, учащиеся приходят к выводу о соотношении этих сил, а также связывают это с плотностью тел и жидкости. На доске делаем чертеж данного опыта и подбираем соотношение сил, после каждого рисунка делаем вывод: тело тонет, если…и т.д.
в) при проведении фронтальной лабораторной работы
Урок физики в 7 классе “Сила трения”. Перед учащимися ставится вопрос: От каких факторов зависит сила трения? Для того, чтобы решить эту проблему, учащимся необходимо самостоятельно предложить ход работы и выбрать необходимое оборудование. Учащиеся уже знакомы с измерением силы трения с помощью динамометра, поэтому они предлагают параметры, от которых зависит сила трения: масса тела (т.е. брусок необходимо нагружать), поверхность, по которой движется брусок (дерево, обложка тетради, поверхность книги, пол - линолеум, линейка и т. д.).
После проведения данного эксперимента учащиеся делают вывод: «сила трения зависит от…»
г) при использовании мысленного эксперимента.
Урок физики в 8 классе «Сопротивление проводника». Учащиеся должны четко представлять, от каких параметров зависит сопротивление. Ученики предлагают различные параметры и логику своих рассуждений. Например,
от длины проводника. Учащиеся должны хорошо понимать, что для того чтобы найти зависимость от какого-либо параметра, необходимо остальные параметры уровнять. Чем больше длина, тем большее сопротивление приходиться преодолевать электронам при прохождении по проводнику. Следовательно, сопротивление прямо пропорционально длине. Аналогично рассматривают зависимость сопротивления от толщины, от рода проводника и делают выводы. Таким образом, учащиеся, имея теоретические данные, смогли предположить результат эксперимента и сделать вывод.
Иногда сам учебник подсказывает возможность применения исследовательского метода, т.к. тексты учебника обладают проблемным характером, многие из параграфов начинаются с выявления явного противоречия или проблемы и продолжаются постепенным их разрешением. Иногда тема параграфа является познавательным вопросом, захватывающим внимание учащихся. Далее изложение следует по пути решения этих вопросов, приводятся опыты, примеры из жизни. В учебнике и тетрадях на печатной основе есть задания частично-поисковые и проблемного характера.
Проектная деятельность.
Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время может быть, как групповой, так и индивидуальной, выполняемая обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов.
Особенностью проектов по физике является то обстоятельство, что все они основаны на реальных и наблюдаемых явлениях из окружающего нас мира. Изучение обсуждающихся физических явлений не требует сложного и дорогостоящего оборудования. При наличии определенной доли упорства и трудолюбия все они могут быть воспроизведены на базе оборудования обычного школьного кабинета физики. Вместе с тем, каждый из проектов далеко не исчерпывает круг рассматриваемых явлений.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Этапы организации проектной деятельности:
1 этап: Информационно-организационный. Формирование групп. Выбор темы.
2 этап: Подготовительный. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ, построение алгоритма действий. Анализ ресурсов.
3 этап: Практический. Выполнение обучающимися запланированных эксперементов, исследований и наблюдений. Работа с источниками информации.
4 этап: Презентационный. Презентация проектов (в рамках урока, конференции, элективного курса, недели физики).
5 этап: Контрольный. Изучение возможностей использования результатов проекта (участие обучающихся в конкурсах, конференциях, организации выставка, включение в банк проектов, презентация на сайте школы лучших работ, рефлексия).
Проект в рамках одного урока «Теплопроводность» 8 класс. К достаточно длинной металлической планке (или трубке) через равные промежутки прилепляются одинаковые кусочки пластилина. Затем один конец планки закрепляется, а второй нагревается, например, над пламенем свечи. Через некоторое время кусочки пластилина начинают отваливаться, — сначала ближний к свечке, затем следующий и т.д. Таким образом, фиксируя время падения этих кусочков, можно проследить перемещение градиента температур по планке. Интересно попробовать прилепить в одних и тех же местах кусочки пластилина и парафина, например. Они отваливаются при разных температурах, и так можно следить сразу за двумя температурными "фронтами".
Проек «Плотность сахара-песка» (домашнее задание) 7 класс. Простейшая, на первый взгляд, задача оказывается достаточно интересной для самостоятельного проекта. В самом деле, если попытаться измерить плотность одной крупинки сахара-песка, погрешности оказываются очень и очень большими (кстати, задача взвешивания одной крупинки, и сама по себе достаточно интересна). Если же насыпать стакан сахара, то масса определяется легко и с большой точностью, но вот объём, занимаемый сахаром — как найти его? Интересно получить значение плотности несколькими способами и сравнить получившиеся результаты.
Проект «Жизнь мыльного пузыря» в рамках элективного курса 10-11 класс. Формулируем задачу: если выдуть пузырь через соломинку или тонкую трубочку, то, как показывает опыт, спустя некоторое время пузырь сдуется, поскольку давление воздуха внутри пузыря превышает наружное давление. Как зависит время сдувания пузыря от геометрических размеров трубки, а также от параметров самого пузыря, именно, от его радиуса и свойств мыльной пленки? Как зависит время «жизни» мыльного пузыря, от влажности окружающего воздуха.
Для повышения эффективности обучения физики целесообразно организовывать учебно-познавательный процесс по овладению основами физической науки таким образом, чтобы учащиеся, познавая физическую сущность окружающего мира, использовал физические знания и методы исследования своей практической деятельности (как в школьных, так и во внешкольных условиях). Например при организации туристических походов, где в реальных условиях он может получить целостное представление о физических законах, которые позволят ему обеспечить безопасность в экстремальных ситуациях; какой котелок и как надо расположить над костром, чтобы вода закипела быстрее; какой рюкзак вы выберите для похода и как уложите в него указанное снаряжение; как из подрученных средств изготовить самодельный барометр, чтобы определить, долго ли ожидать хорошую погоду; как определить направление и скорость ветра, а так же скорость течения воды в реке и т.д.
В процессе проектной-исследовательской деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
На мой взгляд, для физики - науки, подразумевающей постоянный поиск истины через исследование, моделирование, постановку проблем и их решение, формирование исследовательской компетенции, через проектно-исследовательскую деятельность у обучающихся является основополагающей задачей для достижения метапредметных результатов.


Информационные источники:
Шамаева А.М. Педагогическая специфика профильного в общеобразовательной школе. Авторефер.канд.пед.наук.-Елец, 2009.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования,М.:АСАДЕМА,2009.
http://www.metodist.lbz.ru/lections/5/index.php
http://www.1september.ru
http://pedsovet.org.ru
http:// www.uchportal.ru
http:// www.k-yroky.ru
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (15.04.2017)
Просмотров: 2364
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]