Понедельник, 06.05.2024, 08:40
Приветствую Вас, Гость

Презентации на уроке
Изучая презентации, я часто задаюсь вопросом, неужели никто и никогда не говорил коллегам, что нельзя так делать презентацию, что нельзя использовать графические объекты плохого качества, или загружать слайд текстом, который в учебнике занимает половину параграфа. А анимационные эффекты! Конечно, детям нравится когда все крутится, вертится, прыгает, но разве это дает положительный результат.
Мне хотелось бы рассмотреть более подробно типичные ошибки, которые допускают авторы презентации. Все ошибки можно условно разделить на следующие группы:
1. Ошибки при проектировании презентации.
2. Ошибки при оформлении слайдов.
3. Ошибки при оформлении текста.
4. Ошибки при использовании таблиц схем, диаграмм и графиков в презентации.
5. Ошибки при использовании графических объектов.
6. Ошибки при позиционировании (размещении) объектов на слайде.
7. Ошибки при использовании анимационных эффектов.
8. Ошибки при использовании аудио и видео.
Работая над презентацией ее автор должен опираться на ряд аспектов, которые помогут ему создать действительно интересную и эффективную работу.
Выделим эти аспекты: коммуникативный, когнитивный и технический.
Прежде чем делать презентацию, надо ответить на ряд вопросов:
1. Зачем мне нужна эта презентация на уроке? А может я могу обойтись без нее на уроке?
2. Для кого (для какой категории) я буду делать эту презентацию?
3. С какой целью я делаю эту презентацию?
Эти вопросы можно отнести к категории коммуникативного аспекта.
Подумав над этими вопросами и ответив на них Вы сможете как говорится “перейти на следующий уровень”.
На “следующем уровне” необходимо обдумать как вы оформите свою презентацию (какой фон подойдет к данной теме презентации, учесть законы восприятия (композиция, цвет, эффекты)).
Всем, кто только встал на этот нелегкий путь создания презентации, я всегда советую “нарисуйте” свою будущую презентацию. Как бы это странно не звучало, попробуйте сначала написать конспект занятия (текст доклада и т.п.), а потом просто возьмите листы бумаги и нарисуйте каждый конкретный слайд: что и как должно быть на нем размещено.
Когда вы сделаете все это, то сможете переходить к созданию своей презентации в конкретной программе.
После того как вы ответили на вопросы, о которых я писала ранее, попробуйте “нарисовать” свою будущую презентацию.
Что значит “нарисовать” свою презентацию? Все просто: возьмите листы бумаги (столько, сколько у вас должно быть слайдов) и отметьте на каждом листе что и где у вас будет размещено на каждом конкретном слайде.
Фон презентации

Фон является элементом заднего (второго) плана. Он должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.
Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации не создает ощущения связанности, стильности, комфортности.
Чтобы избежать данной ошибки, составление цветовой схемы презентации должно начинаться с выбора двух главных функциональных цветов, которые используются для фона и обычного текста.
Сочетание двух цветов – цвета текста и цвета фона существенно влияет на зрителя: некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу.
Традиция нашего восприятия связана с тем, что фон должен быть светлым, а текст темным. Этот контрастный образ пришел от «книжного» текста. В печатных текстах мы сталкиваемся с максимальным контрастом: черный – белый. Мы к нему привыкли, глаз он не утомляет. Однако восприятие текста с экрана имеет несколько иную специфику. В частности, экран генерирует излучение, и поэтому резкий контраст цвета и фона утомителен для глаза. Есть приемы, при помощи которых можно этот резкий контраст смягчить. Например, можно выбрать фон и цвет в одной гамме, только сделать фон максимально светлым, а шрифт – темным.
Необходимо запомнить еще одно правило выбора фона.
Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность усвоения материала.
Использование фотографий в качестве фона не всегда удачно из-за трудностей с подбором шрифта.
В этом случае надо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке.
Что еще важно отметить, так это то, что фон вашей презентации должен соответствовать теме.
Сделаем вывод:
- использовать единый стиль;
- подбирать цвет фона и шрифта;
- не использовать в качестве фона рисунки, темный фон с темным текстом и наоборот, анимированные объекты.
Текст в презентации
Некоторые авторы презентации при создании своих работ допускают следующие типичные ошибки:
- использование разных шрифтов в презентации, а также изысканных шрифтов;
- некорректное использование объектов WordArt;
- перегрузка слайдов подробной текстовой информацией;
- орфографические и синтаксические ошибки, недопустимые в учебном процессе;
- неправильное оформление числовых значений;
- неграмотное использование способов выравнивания текста;
- отсутствие красной строки;
- неправильное оформление абзацев;
- неправильное оформление гиперссылок.
Шрифт текста
Хотелось бы посоветовать авторам презентации “не экспериментируйте со шрифтами”.
Шрифт – сложнейший элемент дизайна.
Испортить слайд неумелым использованием шрифтов проще простого.
При оформлении презентации лучше всего использовать следующие шрифты:
− Arial,
− Comic Sans MS,
− Courier,
− Georgia,
− Tahoma,
− Times New Roman,
− Verdana.
Желательно выбрать 1 или 2 шрифта и во всей презентации использовать только их.

Кегль шрифта зависит от типа, фона презентации, проекционного оборудования.
При оформлении заголовков необходимо использовать кегль от 28 пунктов.
Не следует использовать выделения подчеркиванием, потому что в восприятии активных пользователей Интернет подчеркивание связано с гиперссылкой.
При оформлении основного текста необходимо использовать кегль от 20 пунктов, если размер кегля будет меньше, то текст будет плохо виден. Ребенок вынужден будет напрягать свое зрение, что не очень хорошо для его здоровья.
Не знаю как вас, а меня раздражают презентации, в которых использованы объекты WordArt. Я вообще не понимаю, зачем использовать объекты WordArt.
Текстовая перегруженность
Дэвид Беласко говорил: “Если вы не можете записать свою идею на обороте моей визитной карточки, значит, у вас нет ясной идеи”.
Приведем также и высказывание Микеланджело, который говорил, что создавая скульптуру, он лишь отсекает всё ненужное, мешающее увидеть произведение искусства.
Я советую вспоминать данные высказывания, когда вы будете делать свою презентацию.
Главный совет: не помещайте на слайд целиком то, что вы намерены сказать словами.
Большой текст будет очень трудно прочитать и почти невозможно запомнить.
Старайтесь максимально сократить длину предложений, отказаться от вводных конструкций и иных грамматических «излишеств». Текст в презентации должен быть простым, лаконичным, напоминающим тезисы (если, конечно, вы не работаете с цитатой).
Просто мысленно убирайте по очереди каждое слово из предложения и смотрите, изменится ли смысл. Если нет – безжалостно выкидывайте это слово. Вот как можно было бы написать предыдущий абзац на слайде:
Сократите длину предложений.
Убирайте слово.
Изменится смысл?
Нет? – слово не нужно.
Еще один совет: “не пишите весь текст прописными буквами”.
СЛОВО, НАПИСАННОЕ ОДНИМИ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, УТРАЧИВАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И СЛИВАЕТСЯ С ДРУГИМИ СЛОВАМИ.
Еще одна ошибка, которую допускают авторы презентации: орфографические и синтаксические ошибки.

Синтаксические ошибки также очень сильно бросаются в глаза.
Нельзя забывать про точки и запятые, про пробелы.
В частности надо запомнить, что при наборе текста пробелы ставятся: после, а не до знаков «,», «.», «;», «:», «?», «!», «…», «закрывающей кавычки», «)»; до, а не после «(», «открывающей кавычки», «… в начале предложения»; и до, и после длинного тире; между отдельными словами.

Числовые значения
При оформлении числовых значений необходимо учесть следующие правила оформления:
- при ссылке на года определенного века, следует значение года указывать арабскими цифрами, а века – римскими (например, 70-е года XX в.);- не стоит использовать на слайде числовое значение, оформленное в виде буквенного сокращения (например, «млн.», «млрд.»), лучше для восприятия будет употреблять арабские цифры (например, «1000000», «1000000000»);

- можно выделять числовые значения другим цветом, размером шрифта (делать акцент).

Красная строка и интервалы между абзацами
Рассмотрим ситуацию, когда на слайде все же должен быть размещен значительный объем текста, а не тезисы. В этом случае нужно придерживаться определенных правил. В частности, текст в несколько абзацев будет лучше смотреться, если установить красную строку и выдержать интервал между абзацами.

Вывод:
- использовать следующие шрифты: Arial, Comic Sans MS, Courier, Georgia, Tahoma, Times New Roman, Verdana;
- кегль зависит от типа, фона презентации, проекционного оборудования;
- при оформлении заголовков необходимо использовать кегль от 28 пунктов;
- при оформлении заголовков не использовать выделения (жирный, курсив, подчеркивание);
- при оформлении основного текста необходимо использовать кегль от 18 пунктов;
- применение объектов WordArt требует от авторов презентации очень осторожного подхода;
- не перегружать текст подробной текстовой информацией;
- исправлять орфографические и синтаксические ошибки;
- при наборе текста, следить за расстановкой неоправданных пробелов;
- значение года указывать арабскими цифрами, а века – римскими (например, 70-е года XX в.);
- не использовать на слайде числовое значение, оформленное в виде буквенного сокращения;
- выделять числовые значения другим цветом, размером шрифта (делать акцент);
- применять к заголовкам и основному тексту выравнивание;
- устанавливать красную строку и интервалы между абзацами;
- не оформлять гиперссылку в значимом абзаце следующих видов «см. здесь», «Петр I – великий император»;
- при оформлении ссылки на изображения, необходимо сообщить об этом дополнительно (изображение должно явно «прочитываться» как ссылка);
- использовать управляющие кнопки при переходе из слайда в слайд (например, возврат к содержанию).
Ошибки при использование таблиц схем, диаграмм и графиков в презентации
Очень часто в презентациях можно встретить следующие ошибки:
- таблицы с большим объемом информации;
- таблицы без выделения функциональных и содержательных полей;
- не выровненные ряды блоков схем;
- не выровненное расстояние между блоками, если расстояния между составляющими схему фигурами разные;
- схемы без соединительных линии;
- тип диаграммы не соответствует типу сравнения данных;
- в диаграммах не выделены важные части;
- не округлены десятые в значениях.
Таблицы в презентации
Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия. Лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц.
Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные.
Это также позволит сохранить необходимый размер шрифта, чтобы таблица не превратилась в медицинскую таблицу для проверки зрения.

Не следует разбивать таблицу и размещать ее отдельные части на разных слайдах, если при этом вы забыли на одном из слайдов (обычно, втором) отметить функциональные и содержательные поля таблицы.

Не стоит вставлять таблицы в виде графических объектов.

Схемы на слайде
Использование схем в слайдах делает презентацию более эффективной.
При использовании схем в слайдах, созданных при помощи инструментов Автофигур, необходимо учитывать следующие моменты:
− Выравнивать ряды блоков схемы – добиться этого на глаз довольно трудно. Помогут сетка и направляющие линии.
− Выравнивать расстояние между блоками, если расстояния между прямоугольниками разные.
Добавлять соединительные стрелки. Программа для работы с презентациями предоставляет большой выбор различного вида стрелок, однако для структурной схемы лучше всего воспользоваться соединительными линиями. У такого рода линий есть очень привлекательная особенность: они «привязываются» к связываемым объектам. В дальнейшем, при перемещении фигур, стрелки будут двигаться вместе с ними.

- Старайтесь не использовать в качестве схем отсканированные рисунки. Качество таких схем часто страдает.

Вывод:
- не используйте на слайдах таблицы с большим объемом информации;
- выделяйте в таблице функциональные и содержательные поля;
- выравнивайте ряды блоков схем;
- выравнивайте расстояние между блоками, если расстояния между составляющими схему фигурами разные;
- старайтесь не использовать схемы без соединительных линии;
- используйте тип диаграммы соответствующий типу сравнения данных;
- в диаграммах выделяйте важные части;
- округляйте десятые в значениях.
Графические объекты в презентации
При оформлении презентации визуализация имеет большое значение. Придать наглядность презентации может помочь включение в нее графических изображений.
К сожалению, некоторые авторы презентации допускают ошибки при использовании графических объектов на слайдах презентации. К таким ошибкам можно отнести:
- использование рисунков, изображений, фотографии плохого качества;
- не корректное использование иллюстративного материала;
- использование рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
- цвет графических изображений резко контрастирует с общим стилевым оформлением слайда;
- границы изображения размыты;
- отсутствуют пояснительные надписи;
- не рационально использовано пространство слайда при размещении графических объектов на слайде;
- если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне не всегда хорошо читаем.
Качество иллюстративного материала
качества использованного иллюстративного материала имеет важное значение. скачивая с Интернета картинки часто авторы презентации берут первую попавшуюся картинку. Она может быть не всегда хорошего качества.


Конечно, лучше скачивать иллюстративный материал размером от 500х350 и больше.
Уменьшенная картинка не теряет своего качества, в отличие от той, которую увеличивают, растягивая до нужного размера.

Не корректное использование иллюстративного материала
Повторюсь, желательно, чтобы изображение было не столько фоном, сколько иллюстрацией, равной по смыслу самому тексту, чтобы помочь по-новому его понять и раскрыть.
Необходимо использовать корректный иллюстративный материал.

Вывод:
- использовать рисунки, изображения, фотографии хорошего качества;
- корректно подбирать иллюстративный материал;
- не использовать рисунки, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
- не использовать графический объект с логотипами и ссылками на сайт автора;
- цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
- границы изображения должны быть четкими;
- добавлять пояснительные надписи;
- рационально использовать пространство слайда при размещении графических объектов на слайде;
- если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Позиционирование (размещении) объектов на слайде
Нужно также учитывать особенности восприятия, которые сложились в европейской традиции: информация, особенно при просмотровом чтении воспринимается слева направо и сверху вниз – в соответствии с движением глаза.

Если текст первичен, а графический объект – это всего лишь иллюстрация, то лучше разместить текстовый фрагмент в левом верхнем пространстве слайда, а графический объект – внизу справа. Если же графический объект является смысловой доминантой слайда, а текст – это комментарий к рисунку, то в этом случае взаимное расположение нужно сделать иначе: рисунок сверху слева, а текст – внизу справа.

Использование анимационных эффектовБольшое влияние на подсознание человека оказывает анимация. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко влияют на подсознание. Причем чем короче воздействие, тем оно сильнее.

На что стоит обратить внимание при настраивании анимационных эффектов?

Во-первых, анимационные эффекты не должны быть самоцелью.
Не стоит думать, что чем больше различных эффектов – тем лучше. Чаще всего неудобочитаемые, быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи не вызывают ничего, кроме раздражения.

Во-вторых, анимационные эффекты допустимы либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть сдержанна и хорошо
продумана), либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для поэтапного вывода на экран схемы).
Отметим, что любой движущийся объект понижает восприятие, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.

В-третьих, основная роль анимационных эффектов в текстовых презентациях – это решение вопроса дозирования информации.
Люди, как правило, лучше воспринимают информацию «порциями», небольшими, завершенными со смысловой точки зрения фрагментами. Именно анимация позволяет решить эти задачи, когда текст появляется на слайде фрагментами, поэтапно. Такой же поэтапный ввод информации хорош для логических схем, блок-схем, которые словно строятся на глазах у слушателей, отражая логику говорящего.
Анимационные эффекты сродни театральным: они могут решать и эмоциональные задачи. Например, на слайде демонстрируются два объекта: один из них «положительный», другой – «отрицательный». С помощью несложных анимационных эффектов входа, выхода, выделения и перемещения можно выстроить определенную композицию, при которой объект «-» исчезает,
растворяется, а объект «+» словно занимает его место, перемещаясь в центр слайда и увеличиваясь в размерах. Подобных эмоциональных решений можно создать множество.
Использование аудио и видео
Использование аудио и видео может как способствовать усилению эффекта, так и утомить. Это возможно при несоблюдении следующих моментов:
- При использовании звуковых средств обучения длительность звукозаписи допустима в пределах 25-30 мин, если при этом используется музыка, то на 5 мин больше.
- В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если, конечно, оно не несет смысловую нагрузку (трудно одновременно слушать педагога и музыку).
- Видео-, кино-, телематериалы могут быть использованы полностью или фрагментарно – в зависимости от целей, которые преследуются. Существуют следующие нормы использования аудио и видео, учитывающие динамику работоспособности
ребенка:
- продолжительность фильма на одном занятии не должна превышать 20-30 мин, длительность фрагментов – 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном занятии – не более 5 (данные нормы приведены для учащихся старших классов. Для учащихся младших классов – норма в 1,5 -
2 раза меньше);
- количество кадров в диафильме не должно превышать 25;
- нельзя использовать два фильма на одном занятии, но показ фрагментов из двух разных фильмов ( в качестве сравнения, взаимодополнения и пр.) вполне целесообразен.
И главный вывод, под которым я готова подписаться на все 100%: “грамотная, продуманная, показанная в нужном месте и в нужное время презентация, уроку не повредит”.

При копировании ссылка на сайт http://istorik.ucoz.com/forum/2-8-1 и http://brykova.wordpress.com/презентации-на-уроке/ обязательна.
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (09.03.2012) W
Просмотров: 2576
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]