Воскресенье, 05.05.2024, 17:10
Приветствую Вас, Гость

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Но прежде выясним, что такое технология.

Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическая технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:

технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода

технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения

технологии, основанные на создании учебных ситуаций

технологии, основанные на реализации проектной деятельности

технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

ИКТ.

Остановимся подробнее на каждой технологии.

Проектная деятельность

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

Формулирование цели и задач деятельности.

Составление плана и программы.

Выполнение плана.

Презентация готового продукта.

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Информационные и коммуникационные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,

инструменты «взрослой» информационной деятельности,

среда информационной поддержки учебного процесса,

гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,

современные системы управления учебным процессом.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:

формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;

освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).

Технология проблемно-диалогического обучения

Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:

создание проблемной ситуации,

формулирование учебной проблемы,

актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,

поиск решения проблемы, открытие нового знания,

применение нового знания,

выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.

Технология работы с текстом

Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений.

Цель технологии – полное понимание текстов.

Средство – три этапа работы с любым текстом:

до чтения текста – просмотровое чтение;

во время чтения текста – изучающее чтение;

после чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Полное понимание текста это вычитывание трех видов текстовой информации:

фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);

подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»);

концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.

Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.

Технология развития критического мышления

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.

Игровые технологии

Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:

осваиваются правила поведения и роли в группе;

рассматриваются возможности самих групп;

приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.

Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.

сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/prochee/sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologii-v-usloviiakh-fgos
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (02.04.2017)
Просмотров: 1238
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]