Пятница, 10.05.2024, 20:19
Приветствую Вас, Гость

Современные технологии обучения и создание на уроке эффективной среды
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому. Ж.Ж. Руссо Тема практики применения современных педагогических технологий в образовательном процессе и их результативности часто встречается в школьной среде и вызывает неоднозначное отношение.

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «педагогическая технология», пришедшее к нам вместе с развитием техники и внедрением новых компьютерной методов работы с информацией. (Хотя к первой педагогической технологии можно отнести работы Яна Амоса Коменского в XVII веке с идеями и системой гарантии позитивного результата). Существует несколько трактовок термина, в которых, в принципе, можно выделить одно общее и объединяющее: Педагогическая технология — определенная, научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.

Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

В последнее время принято выделять традиционные (объяснительно- иллюстративные) и современные технологии. Но любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Они определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
концептуальную основу (научную базу и идеи); · содержательный компонент обучения (цели и содержание);
процессуальную часть - технологический процесс (организация учебного процесса;
методы и формы деятельности учащихся и преподавателя).

Считается, что в современном образовании нужно применять как можно больше новых технологий, потому что традиционные, хотя и проверенные, и логично построенные, имеют ряд недостатков:
преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности,
монолог учителя, недостаточность диалога в обучении между учащимися и самоконтроля,
доминирование обучения над учением,
исполнительство учащихся, надзор вместо управления
формирование личности с заданными свойствами,
превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.

Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию «обучение».
Современные технологии дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:
вариативность и альтернативность способов обучения
рациональная организация учебного процесса,
личностно-ориентированный подход,
активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий,
создание условий для активной собственной познавательной деятельности,
поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения,
самоконтроль и взаимоконтроль,
создание «ситуации успеха»,
ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.

Наряду с термином «педагогическая технология» в практике широко используется понятие «образовательная технология».
Образовательная технология – это комплекс, включающий в себя: представление планируемых результатов, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения, критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. Система современного образования, а значит, прежде всего, ее главное звено - учитель, призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, и ее способность достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеют чрезвычайно важное значение. Только работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, современный учитель и современный школьник могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе:
умение адаптироваться в постоянно изменяющейся социально - экономической среде, самостоятельно приобретая и применяя необходимые знания, чтобы иметь возможность найти свое место в жизни и профессиональной деятельности;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

II.При создании краткого обзора особенностей наиболее известных современных педагогических технологий можно остановиться на следующих:
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
«Педагогика сотрудничества»,
гуманно- личностная (Ш. Амонашвили),
система преподавания литературы как предмета, формирующего человека (Е. Ильин)

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
игровые технологии (Б.Никитин),
проблемное обучение (Дж. Дьюи),
технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е. Пассов),
технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов)
Педагогические технологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса:
технология перспективно - опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Лысенкова),
технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В. Фирсов),
культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей (И. Закатова),
технология индивидуализации обучения (И. Унт),
коллективный способ обучения (А. Ривин),
групповые технологии,
компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:
«Экология и диалектика» (Л. Тарасов)
«Диалог культур» (В. Библер)
Укрупнение дидактических единиц (П. Эрдниев)
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М. Волович)
Частнопредметные педагогические технологии:
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.Зайцев)
Технология раннего и интенсивного совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Зайцев)
Технология обучения математике на основе решения задач (Р. Хазанкин)
Педтехнологии на основе системы «эффективных уроков» (А. Окунев)
Система поэтапного обучения физике ( Н.Палтышев) Альтернативные педагогические технологии:
Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер)
Технология свободного труда (С. Френе)
Технология вероятностного образования (А. Лобок)
Природосообразные педагогические технологии:
Природосообразное воспитание грамотности (А. Кушнир)
Технология самооразвития (М.Монтессори)
Педагогические технологии развивающего обучения:
Система развивающего обучения Занкова (Л. Занков)
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова (Д. Эльконин, В. Давыдов)
Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. Волков)
Личностно-ориентированное развивающее обучение (И. Якиманская)
Технология саморазвивающего обучения (Г. Селевко)
Технология деятельностного метода
Педагогические технологии авторских школ:
Школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург), Модель «Русская школа» (И. Гончаров)
«Школа самоопределения» (А. Тубельский), Школа-парк (М. Балаган)
Агрошкола (А. Католиков), «Школа завтрашнего дня» (Д. Ховард)
Пример использования одной из современных педагогических системмо жет являться реализация адаптивной технологии индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО). Автор: А.А. Ярулов (кандидат психологических наук Красноярского центра развития образования). Технология описана в журнале «Завуч» №3, 2000 г, (с.76-100).
Цель технологии: саморазвитие ученика через личную «траекторию» развития.
Принцип построения технологии: дифференцированный подход к обучению на индивидуальном (субъективном) уровне.
Задачи: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих у учащихся активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, работа с каждым учеником в ходе работы всем классом, повышение результативности образовательного процесса.
Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.
В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, игровые технологии, технологии опорных схем, метод проектов, дифференцированный подход к обучению, здоровьесберегающие технологии и др. Информационно-коммуникационные технологии.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности. Для самостоятельного решения в классе или дома задачи предлагаю задание, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты.
Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру к научному исследованию. В результате, на этапе закрепления знаний многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютер. При подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование информационных технологий можно определить в следующих направлениях: проведение локального тестирования и диагностики; поиск и обработка информации в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет (например, интерактивные тесты на сайте ФИПИ). Для проведения тематического и итогового контроля знаний учащихся мною составлены и используются на уроках компьютерные тесты. К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению информацией.

Проблемное обучение. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Физика в этом плане дает широкие возможности. Практически каждый урок физики — проблемный урок. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. При использовании данной технологии реализуются принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень
Игровые технологии. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A. M. Горький писал: “Игра — путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока: например: при проведении повторительно-обобщающего урока в 8 классе «Физика за чайным столом», «Физика на кухне», в 7 классе — «Физика в загадках». Игровые технологии использую во внеклассной работе. Таким образом, игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе.

Технология опорных схем. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект — система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я использую опорные сигналы, схемы, конспекты.

Метод проектов. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Дифференцированный подход к обучению. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. В настоящее время все контрольные и самостоятельные работы по физике выполняются с учетом дифференцированного подхода: каждый выбирает задания по своим способностям. При таком подходе видно, кто из учеников переоценивает свои знания, кто объективен, кто недооценивает свои возможности, над чем ученику и учителю надо поработать.

Здоровьесберегающие технологии. Главная задача реализации здоровьесберегающей технологии — такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Обеспечить сохранность здоровья учащихся в ходе обучения позволяет применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополнят традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Через общение лежит путь к родству душ.
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (21.06.2017)
Просмотров: 1713
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]