Технология посещения и анализа урока
Анализ урока решает ряд проблем: Осуществляется контроль фактического выполнения государственного образовательного стандарта, учебных программ. Определяет научно-теоретический и методический уровень преподавания. Выявляет уровень усвоения учебного материала школьниками. Предупреждает или устраняет возможные ошибки и погрешности учителя в работе с учащимися. Оказывает своевременную и необходимую методическую и практическую помощь учителю. Изучает и обобщает опыт учителя с целью его распространения. Даёт объективную оценку педагогической деятельности учителя. Технология анализа урока должна способствовать повышению эффективности учения и преподавания, поднимать целостный учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень. К общим целям можно отнести следующие: изучение опыта работы педагога-новатора; роль и значение применения технологии личностно-ориентированного обучения в учебном процессе; пути повышения творческой активности школьников; оптимальность выбора форм и методов в изучении предметов естественно-математического цикла; управление учебной деятельностью учащихся на уроке; роль межпредметных связей в формировании знаний, умений, навыков. Среди частных целей можно назвать следующие: организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения решению математических задач; практическая направленность знаний учащихся на уроках физики; роль проблемных ситуаций на уроках информатики. Целью посещения и анализа урока может быть: аттестация учителя; организация эксперимента; подготовка и проведение семинаров, совещаний, педсоветов; деятельность методических объединений и творческих групп; индивидуальная работа с учителем; изучение особенностей конкретной учебной группы или класса учащихся и так далее. Предупреждать ли заранее учителя о том, что его уроки будут посещать? Часто в практике наблюдается, не предупредив учителя, прийти к нему на урок и сесть на последнюю парту - это не корректно. Во-первых, не каждый учитель может собраться с мыслями и не отреагировать на внезапное посещение, а значит, урок может не достичь цели. Во-вторых, растерянность учителя может сказаться на его авторитете среди учащихся. В-третьих, предупредив учителя заранее, вы даёте возможность ему показать свой потенциальный уровень, и в дальнейшем учителю ничего не остается, как также качественно готовиться ко всем учебным занятиям. Перед посещением урока целесообразно предварительно разработать основные вопросы и задачи, которые следует изучить в процессе наблюдения. Например. Цель посещения: развитие логического мышления учащихся на уроке. Задачи: Выявить эффективность методов и приемов, используемых учителем для развития логического мышления учащихся (выделение в тексте главного, составление плана ответа, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и т.д.) Пронаблюдать, как ведется работа над новыми понятиями и их смысловым содержанием. Являются ли вопросы учителя средством развития логического мышления учащихся. Определить наличие связей нового учебного материала с ранее изученным. Цель посещения: эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся. Задачи: Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное. Посмотреть, прививает ли учитель учащимся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед. Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала. Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы. Цель посещения: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости. Задачи: Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д. Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе. Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует ли на них внимание этих учащихся. Умение анализировать свой урок учителю дает возможность: формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников; развивать умение устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей; формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока. От умения анализировать свой урок во многом зависит умение учителя прогнозировать, планировать, организовывать, контролировать, корректировать свою педагогическую деятельность. А это в свою очередь способствует совершенствованию педагогического мастерства. Поэтому важно научить учителя методике самоанализа, развивать чувство самокритичности, формировать умение видеть урок как целостную систему и в то же время осмысливать каждый свой шаг. | |
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (04.06.2017) | |
Просмотров: 811 |
Всего комментариев: 0 | |