Воскресенье, 28.04.2024, 07:48
Приветствую Вас, Гость

Технология посещения и анализа урока
Главная цель анализа - определить связь между деятельностью учителя на уроке и результат его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять знания на практике. Насколько методически грамотно была построена и обоснована деятельность учителя, настолько высок его результат.

Анализ урока решает ряд проблем:

Осуществляется контроль фактического выполнения государственного образовательного стандарта, учебных программ.
Определяет научно-теоретический и методический уровень преподавания.
Выявляет уровень усвоения учебного материала школьниками.
Предупреждает или устраняет возможные ошибки и погрешности учителя в работе с учащимися.
Оказывает своевременную и необходимую методическую и практическую помощь учителю.
Изучает и обобщает опыт учителя с целью его распространения.
Даёт объективную оценку педагогической деятельности учителя.
Технология анализа урока должна способствовать повышению эффективности учения и преподавания, поднимать целостный учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень.

К общим целям можно отнести следующие:

изучение опыта работы педагога-новатора;
роль и значение применения технологии личностно-ориентированного обучения в учебном процессе;
пути повышения творческой активности школьников;
оптимальность выбора форм и методов в изучении предметов естественно-математического цикла;
управление учебной деятельностью учащихся на уроке;
роль межпредметных связей в формировании знаний, умений, навыков.
Среди частных целей можно назвать следующие:

организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения решению математических задач;
практическая направленность знаний учащихся на уроках физики;
роль проблемных ситуаций на уроках информатики.
Целью посещения и анализа урока может быть:

аттестация учителя;
организация эксперимента;
подготовка и проведение семинаров, совещаний, педсоветов;
деятельность методических объединений и творческих групп;
индивидуальная работа с учителем;
изучение особенностей конкретной учебной группы или класса учащихся и так далее.
Предупреждать ли заранее учителя о том, что его уроки будут посещать?

Часто в практике наблюдается, не предупредив учителя, прийти к нему на урок и сесть на последнюю парту - это не корректно. Во-первых, не каждый учитель может собраться с мыслями и не отреагировать на внезапное посещение, а значит, урок может не достичь цели. Во-вторых, растерянность учителя может сказаться на его авторитете среди учащихся. В-третьих, предупредив учителя заранее, вы даёте возможность ему показать свой потенциальный уровень, и в дальнейшем учителю ничего не остается, как также качественно готовиться ко всем учебным занятиям.

Перед посещением урока целесообразно предварительно разработать основные вопросы и задачи, которые следует изучить в процессе наблюдения.

Например.

Цель посещения: развитие логического мышления учащихся на уроке.

Задачи:

Выявить эффективность методов и приемов, используемых учителем для развития логического мышления учащихся (выделение в тексте главного, составление плана ответа, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и т.д.)
Пронаблюдать, как ведется работа над новыми понятиями и их смысловым содержанием.
Являются ли вопросы учителя средством развития логического мышления учащихся.
Определить наличие связей нового учебного материала с ранее изученным.
Цель посещения: эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

Задачи:

Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное.
Посмотреть, прививает ли учитель учащимся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.
Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.
Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.
Цель посещения: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

Задачи:

Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.
Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.
Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует ли на них внимание этих учащихся.
Умение анализировать свой урок учителю дает возможность:

формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;
развивать умение устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
От умения анализировать свой урок во многом зависит умение учителя прогнозировать, планировать, организовывать, контролировать, корректировать свою педагогическую деятельность. А это в свою очередь способствует совершенствованию педагогического мастерства.

Поэтому важно научить учителя методике самоанализа, развивать чувство самокритичности, формировать умение видеть урок как целостную систему и в то же время осмысливать каждый свой шаг.
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (04.06.2017)
Просмотров: 811
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]