Понедельник, 06.05.2024, 09:42
Приветствую Вас, Гость

Урок и его структура, задачи урока
Эффективность урока зависит or множества различных причин, ибо урок - явление, представляющее собой достаточно сложную процессуальную психолого-педагогическую систему.
Общая функция урока - целостное формирование личности на основе развивающего и воспитывающего обучения. Для того, чтобы урок был действительно эффективным, необходимо тщательное продумывание каждым преподавателем всех 3-х аспектов триединой дидактической цели урока.
Каждый преподаватель, идя на урок, должен представлять, чему конкретно он должен научить, что он должен начать и продолжить развивать и воспитывать у своих учеников.
В основе эффективности урока лежит понимание преподавателей того, что цель обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется посредством содержания учебного материала и методов его преподавания, на основе их единства и согласования. Кроме того, необходимо, чтобы содержанию учебного материала и методам обучения соответствовали и формы организации познавательной деятельности учащихся
Наиболее выдержанной в научном плане является классификация по ведущей педагогической цели урока:
- урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
- урок закрепления знаний;
- урок комплексного применения знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.
Все указанные типы уроков, кроме уроков последнего типа, являются комбинированными.
Повышение эффективности урока, прежде всего, связано с такой организацией обучения, при которой каждый учащийся включается в деятельность на всех этапах учебного познания. Каждый учащийся при изучении нового материала должен пройти полный цикл познавательной деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
I ЭТАП. Организация начала занятия
Подготовка учащихся к работе на занятии: приветствие; проверка готовности учащихся к занятию, быстрое включение их в деловой ритм.
Требовательность, собранность, доброжелательность преподавателя. Четкость, отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность педагога. Кратковременность организационного момента. Полная готовность оборудования к занятию.
II ЭТАП. Проверка выполнения домашнего задания
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми или большинством учащихся, устранение обнаруженных пробелов.
Выявление уровня знаний учащихся по заданному на дом заданию. Определение типичных недостатков в знаниях и причины их появления; ликвидация недостатков.
Оперативность преподавателя, использование системы приемов, позволяющих проверить выполнение заданий учащимися.
Проверка преподавателем за короткий промежуток времени знаний. Развивающий характер проверки.
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
Ш ЭТАП. Подготовка к активной деятельности на основном этапе занятия
Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе занятия. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. Раскрытие целей занятия, организация действий учащихся по его принятию. Обеспечение активности каждого учащегося.
IV ЭТАП. Усвоение новых знаний
Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи; выделить главное, провести обобщения вместе с учащимися; на основе знаний вырабаты­вать умения.
Сообщение преподавателем нового материала (или самостоятельная работа). Восприятие учащимися нового материала, осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его.
Опора на жизненный опыт учащихся, индивидуальный подход; организация учащихся на оперирование усвояемым содержанием.
При использовании объяснительно-иллюстративного метода преподавания критерием успеха будет включение учащихся в активную деятельность, качество ответов на следующем этапе. Максимальное ис­пользование самостоятельности в добывании знаний.
V ЭТАП. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала
Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала, усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами, установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.
Проверка преподавателем того, поняли ли учащиеся, что является основным содержанием занятия, которое нужно освоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний.
Использование преподавателем вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся, определение пробелов в ходе проверки и успехов учащихся.

При опросе выявить понимание основного содержания усвояемых знаний сильными и слабыми учащимися. Класс привлечь к дополнению и оценке ответов товарищей. Устранить выявленные пробелы или нацелить учащихся на их устранение на последующих этапах занятия.
Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов и их коррекция.
Активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.
VI ЭТАП. Закрепление знаний
Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, решению задач. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и новой ситуации.
Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизация знаний.
Постановка дополнительных вопросов для проверки осознанности, действенности знаний. Использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний.
Всесторонность проверки знаний, умений и навыков, рецензирование ответов преподавателем и суворовцами с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов.
VII ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний
Усвоение системы понятий по курсу, межкурсовых понятий. Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межкурсовые. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме курса, выделение мировоззренческих идей.
Вопросы к учащимся, направление их на обобщающую деятельность по включению части в целое.
Знание учащимися не только отдельных фактов, правил, законов и теорий, сформированность у них целой картины мира.
Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация, выявление внутрипредметных и межкурсовых связей.
VIII ЭТАП. Контроль и самопроверка знаний
Глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков учащихся, выявление недостатков и причин их появления. Стимулирование учащихся на самообразование.
Проверка полноты, осознанности, действенности и прочности знаний, умений и навыков. Рекомендации по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью товарищей.

Постановка дополнительных вопросов для проверки осознанности, действенности и прочности знаний. Использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний.
Всесторонность проверки знаний, умений и навыков, рецензирование ответов преподавателем и учащимися с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов или по дальнейшему интересу к предмету.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
IX ЭТАП. Подведение итогов занятия
Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.
Общая характеристика работы класса, успешность овладения материалом, вскрытые недостатки, пути их преодоления.
Умение преподавателем быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть учебные возможности учащихся.
Краткость и емкость анализа с учетом типичности, определение мер для последующей работы с теми, кто затрудняется.
Анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы.
Адекватность самооценки учащихся и оценки преподавателя реальным результатам обучения.
X ЭТАП. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению.
Сообщить задание, проинструктировать учащихся о его выполнении.
Методические советы преподавателя по выполнению домашнего задания.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми суворовцами.
ПРИМЕЧАНИЕ: вопросы в плане варьируются в зависимости от темы, структуры урока, учебного материала, избранных методов и форм работы.
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (15.11.2012)
Просмотров: 1726
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]