Воскресенье, 05.05.2024, 22:48
Приветствую Вас, Гость

Урок-семинар: что учесть при подготовке?
Семинар традиционно ассоциируется с университетскими методическими приемами, но практика показывает, что грамотное проведение такого занятия в стенах школы может иметь успех. Попробуем разобраться, какие существуют основные виды семинарских занятий и что необходимо учесть при организации такого нестандартного урока.
Виды семинаров
Проблемные доклады по прочитанному произведению, просмотренному фильму или лекции.
Экспертное мнение. Учащиеся обсуждают проблему, выступая в роли профессиональных деятелей изучаемой области: аналитиков, ученых, историков, изобретателей.
Развернутые беседы с графическим сопровождением (презентациями или схемами, нарисованными на доске).
Противостояние сторон. Учащиеся делятся на две группы и доказывают свою точку зрения на проблему, опираясь на заранее подобранную доказательную базу.
Творческие работы в любой удобной для учителей и учащихся форме. Тема для рассуждения предоставляется учителем или формулируется учениками самостоятельно.
В зависимости от склонностей учащихся преподаватель выбирает вид семинара, также можно организовать занятие смешанного типа, но оно потребует больше времени на подготовку и проведение. Желательно провести предварительный мониторинг интересов и способностей учеников, чтобы форма занятия максимально отвечала потребностям каждого.
В чем преимущества урока-семинара?
1. Самостоятельная работа каждого ученика. Индивидуальные задания практически исключают возможность «списать у соседа».

2. Развитие коммуникативных навыков: выступления перед публикой, отстаивание своей точки зрения, поиск компромиссов, работа в группе.

3. Материал усваивается лучше благодаря необычной подаче и узкой специализации (каждый ученик должен хорошо подготовиться по своей конкретной теме и рассказать о ней другим).

4. Поиск альтернативных способов решения проблемы, взглядов, всестороннее изучение объекта обсуждения.

5. Отлично подходит для учеников 8-11 класса.

Особенности, которые важно учесть
Время. На качественную подготовку к семинару и организацию урока может понадобиться много времени как от учеников, так и от учителя. Сам урок-семинар лучше всего проводить на двух парных уроках.
Загруженность. Не стоит проводить семинары в период интенсивной подготовки к экзаменам и контрольным работам. Учитывайте занятость учеников и равномерно распределяйте нагрузку, чтобы семинарское занятие не превратилось в тяжелую повинность для детей.
Личные качества. Если в вашем классе есть очень застенчивые ученики, для которых подобное занятие может стать настоящим стрессом, стоит отложить идею проведения семинара. Безусловно, такой урок поможет раскрыться ученикам, но не все бывают к этому готовы.
Мониторинг успеваемости и интересов. Большой разрыв в успеваемости разных учащихся может привести к тому, что «слабые» дети будут использовать семинарское занятие как способ отсидеться, «давая возможность» наиболее успешным собрать богатый урожай признания. Выбирайте темы для семинара вместе с учениками, неинтересная тема превратит занятие в пытку даже для самых активных ребят.
Частота. С семинарами не следует частить. 2-3 занятия за четверть будет более чем достаточно. В противном случае урок-семинар потеряет часть своих преимуществ: качество докладов ухудшится, активность спадет, занятие из приятной альтернативы превратится в нудную рутину.

Урок-семинар — полезный инструмент, заимствованный у преподавателей высших учебных заведений. Попробуйте использовать его в своей практике, чтобы с головой погрузить учеников в проблему и найти альтернативные пути ее решения.
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (15.04.2017) | Автор: https://wiki.dnevnik.ru W
Просмотров: 427 | Теги: Урок-семинар
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]