Пятница, 10.05.2024, 06:04
Приветствую Вас, Гость

Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии
Интенсификация обучения – один из главных факторов неблагополучия здоровья учащихся – проявляется в разных формах. В учебном процессе всё активнее используется компьютер, что создаёт дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся.
Объём учебных программ, их информационное насыщение не соразмерны с возрастными возможностями школьников. Один из самых травматических факторов для здоровья школьников – общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшаются показатели нервно – психического здоровья.
Путей преодоления стресса, выхода из кризиса всего четыре: любовь, творчество, стремление к достижению глобальной цели (обычно связанной со смыслом жизни), кардинальное изменение образа жизни и привычек. Они соответствуют основным психологическим сферам: чувствам, рассудочноинтуитивной деятельности, волевым усилиям, моделям поведения. Но на их воплощение надо решиться и найти внутренние силы. Кроме них существует немало конкретных средств и методов, оказывающих временный, компенсирующий. Важно выбрать те из них, которые реально выполнимы действительно могут помочь в конкретной ситуации, хотя бы на время, чтобы организм успел накопить ресурсы для дальнейшей адаптации.

При этом надо не забывать, что основные источники возможностей (ресурсов), позволяющих с оптимальным результатом и наименьшими потерями для здоровья разрешить возникшую проблемную ситуацию, находятся в самом человеке. Это его мысли, чувства, переживания, состояния, модели поведения, которыми, в определенной степени можно и нужно управлять. Именно неумение их использовать приводит к самой распространённой стратегической ошибке – попытке убежать от себя.
Помогают пережить стресс:

позитивная позиция – концентрация мыслей и энергии на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах;
оптимистическая установка – вера в успех, в неизбежность изменений к лучшему;
состояние собранности, решимость добиться намеченного результата;
адекватная оценка ситуации и своего состояния. Именно она бывает затруднительной из-за стрессового состояния;
возникает порочный круг: чем глубже погружение в проблему, тем менее адекватна оценка её и своего состояния, что, в свою очередь, мешает выбрать эффективную модель поведения;
общение с людьми, с которыми чувствуешь себя комфортно, особенно необходимо для личностей общительных, а также при привычке получать эмоциональную поддержку в трудных ситуациях;
уход за домашними животными – традиционно сильное средство психотерапии, особенно при отсутствии близких людей;
успокоение и отвлечение путём погружения в релаксирующую среду и деятельность, способные нейтрализовать стрессовые переживания: искусство, музыка, театр, литература, природа и др.;
подбор и чтение книг, погружение в другую жизнь – библиотерапия, особенно помогают фантастика, детективы, любовные романы;
обретение нового взгляда на окружающую действительность путём погружения в непривычную, эмоционально воздействующую среду пребывания: в больнице, в доме ребёнка, в доме престарелых, на спортивных состязаниях, в церкви и др.;
путешествие во время отпуска с проверенными друзьями, но можно и в одиночку или с незнакомыми ранее партнёрами;
смена места жительства и неизбежные перемены, с этим связанные;
смена работы: от кардинального изменения характера работы (переход на административную, хозяйственную должность) до перемены места работы;
смена профессии, овладение новой специальностью, обучение на многомесячных курсах, получение дополнительного образования;
погружение в любимое или новое, увлекающие занятие: разведение комнатных растений, строительство дома, участие в восстановлении музея, храма и др.;
приобщение к новым формам проведения досуга, хобби: рыбалка, охота, бильярд, танцы, туристические походы и др.;
использование ресурсных состояний: воспоминаний о радостных, победных минутах своей жизни, счастливых событиях, запечатлевшихся в памяти состояниях, ситуациях;
перестройка своего эмоционального отношения к людям и событиям, вызывающим негативные эмоции: злость, агрессию, зависть, раздражение и др.;
психологическая работа с ситуациями, вызывающими стрессовые переживания: с чувствами, мыслями, психосоматическими и поведенческими реакциями.
Таким образом, состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (21.06.2017)
Просмотров: 287
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]