Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии
Объём учебных программ, их информационное насыщение не соразмерны с возрастными возможностями школьников. Один из самых травматических факторов для здоровья школьников – общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшаются показатели нервно – психического здоровья. Путей преодоления стресса, выхода из кризиса всего четыре: любовь, творчество, стремление к достижению глобальной цели (обычно связанной со смыслом жизни), кардинальное изменение образа жизни и привычек. Они соответствуют основным психологическим сферам: чувствам, рассудочноинтуитивной деятельности, волевым усилиям, моделям поведения. Но на их воплощение надо решиться и найти внутренние силы. Кроме них существует немало конкретных средств и методов, оказывающих временный, компенсирующий. Важно выбрать те из них, которые реально выполнимы действительно могут помочь в конкретной ситуации, хотя бы на время, чтобы организм успел накопить ресурсы для дальнейшей адаптации. При этом надо не забывать, что основные источники возможностей (ресурсов), позволяющих с оптимальным результатом и наименьшими потерями для здоровья разрешить возникшую проблемную ситуацию, находятся в самом человеке. Это его мысли, чувства, переживания, состояния, модели поведения, которыми, в определенной степени можно и нужно управлять. Именно неумение их использовать приводит к самой распространённой стратегической ошибке – попытке убежать от себя. Помогают пережить стресс: позитивная позиция – концентрация мыслей и энергии на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах; оптимистическая установка – вера в успех, в неизбежность изменений к лучшему; состояние собранности, решимость добиться намеченного результата; адекватная оценка ситуации и своего состояния. Именно она бывает затруднительной из-за стрессового состояния; возникает порочный круг: чем глубже погружение в проблему, тем менее адекватна оценка её и своего состояния, что, в свою очередь, мешает выбрать эффективную модель поведения; общение с людьми, с которыми чувствуешь себя комфортно, особенно необходимо для личностей общительных, а также при привычке получать эмоциональную поддержку в трудных ситуациях; уход за домашними животными – традиционно сильное средство психотерапии, особенно при отсутствии близких людей; успокоение и отвлечение путём погружения в релаксирующую среду и деятельность, способные нейтрализовать стрессовые переживания: искусство, музыка, театр, литература, природа и др.; подбор и чтение книг, погружение в другую жизнь – библиотерапия, особенно помогают фантастика, детективы, любовные романы; обретение нового взгляда на окружающую действительность путём погружения в непривычную, эмоционально воздействующую среду пребывания: в больнице, в доме ребёнка, в доме престарелых, на спортивных состязаниях, в церкви и др.; путешествие во время отпуска с проверенными друзьями, но можно и в одиночку или с незнакомыми ранее партнёрами; смена места жительства и неизбежные перемены, с этим связанные; смена работы: от кардинального изменения характера работы (переход на административную, хозяйственную должность) до перемены места работы; смена профессии, овладение новой специальностью, обучение на многомесячных курсах, получение дополнительного образования; погружение в любимое или новое, увлекающие занятие: разведение комнатных растений, строительство дома, участие в восстановлении музея, храма и др.; приобщение к новым формам проведения досуга, хобби: рыбалка, охота, бильярд, танцы, туристические походы и др.; использование ресурсных состояний: воспоминаний о радостных, победных минутах своей жизни, счастливых событиях, запечатлевшихся в памяти состояниях, ситуациях; перестройка своего эмоционального отношения к людям и событиям, вызывающим негативные эмоции: злость, агрессию, зависть, раздражение и др.; психологическая работа с ситуациями, вызывающими стрессовые переживания: с чувствами, мыслями, психосоматическими и поведенческими реакциями. Таким образом, состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. | |
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (21.06.2017) | |
Просмотров: 287 |
Всего комментариев: 0 | |