Актуальность личностно-ориентированного подхода. Методы и методические приемы обучения
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности учащегося, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: - разноуровневый; - индивидуальный; - дифференцированный; - субъективно- личностный. 1.1. Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода таковы: индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся (Я- концепция), обучающий стиль учителя (педагогическая поддержка). 1.2. Положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся По мнению доктора педагогических наук, профессора Степанова Е.Н., можно выделить следующие принципы личностно- ориентированного подхода: - самоактуализация; - индивидуальность; - субъективность; - выбор; - творчество и успех. 1.3. Сравнительная характеристика традиционной и личностно- ориентированной модели обучения 1.4. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Бондарской Е.В., составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: - диалогичность; - деятельностно-творческий характер; - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; - предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. 1.5. Педагогические технологии на основе личностно- ориентированного подхода: - Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); - Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.); - Педагогика сотрудничества («проникающая технология»); - Педагогические технологии адаптивной школы; - Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.; - Игровые технологии; - Технологии развивающего обучения; - Проблемное обучение; - Технологии уровневой дифференциации; - Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); - Коллективный способ обучения. 2. Концепция личностно-ориентированного обучения физике При освоении любой науки целесообразна широкая опора на все аспекты субъективного опыта, как это имеет место в ходе приобретения обыденного знания. Поэтому в обучении необходимо учитывать естественную логику познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка, а не только логику физики как научной дисциплины. Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций: - необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта; - вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни; - обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»; - постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления); - целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии; - обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность; - большое внимание уделять качественным задачам; - использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной; - постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление; - создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения; - необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний; - расширять спектр личностного выбора ученика; - способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности. 3. Конструирование личностно-ориентированной технологии урока (модель; план-конспект проведенного урока; план- конспект классного часа): - начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями. - реализация определенной последовательности основных этапов урока. - проверка того, как достигаются цели. - подведение итогов, настрой учащихся на будущее использование знаний. 4. Анализ личностно-ориентированного урока (схема анализа урока; анализ проведенных мероприятий): - подготовка учителя к уроку. - организация урока. - содержание урока. - технологии обучения. - организация сотрудничества учеников. - оценочная деятельность учителя на уроке. - индивидуализация и селективность педагогического взаимодействия. - экология урока. - педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке. Подводя итог сказанному, следует отметить, что здесь рассмотрены лишь общие принципы личностно-ориентированного подхода. Пользуясь ими, можно самостоятельно конструировать собственную технологию обучения. Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям. Методы и методические приемы обучения Метод повторяющихся (постоянных) условий - упражнение в выполнении технического, тактического действия (элемента) в одних и тех же условиях (обстановке) либо когда изменение условий не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на усложнение или облегчение задач, стоящих перед борцом в данный момент обучения, тренировки. Метод варьирования условий заключается в том, что борец упражняется в выполнении техники и тактики в различных условиях, в разнообразной обстановке. Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия. В результате занимающиеся получают зрительное представление о форме движения приема в целом и отдельных его частей. Словесный метод заключается в сообщении занимающимся о том, когда и как (в каком направлении, какими усилиями, с какой скоростью, амплитудой и т.д.) выполняется действие. Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании комплексов или отдельно взятых специальных упражнений, направленных на координационную, физическую и волевую подготовку занимающихся, связанную с изучением или совершенствованием конкретного приема (группы приемов). Метод изучения по элементам (метод "вычленения"). Этим методом осуществляется разучивание действия по составляющим его элементам. Используется он при изучении сложных по координации приемов. Целостный метод представляет собой изучение (совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов. Этот метод может быть использован и при изучении сложного приема, если ранее борцом было усвоено аналогичное действие. Метод акцентирования внимания заключается в том, что при проведении технического, тактического действия упражняющемуся предлагается обратить особое внимание на выполнение какого- либо из элементов этого действия. Метод эпизодов схватки означает совершенствование технического действия в тесной связи с тактическими действиями, и прежде всего с различными способами тактической подготовки. Борец отрабатывает выполнение технических приемов в той или иной динамической ситуации, имеющей место в боевой тактике. Метод дифференцирования. Сущность метода дифференцирования состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые партнером, пропуская без внимания все остальные. Контрольный метод. К разновидностям контрольного метода следует отнести сдачу нормативов по теоретической и физической подготовке; В данном случае - нормативов, касающихся теоретических знаний основ техники и тактики борьбы, а так же физических способностей борца применительно к конкретным техническим и тактическим действиям. Соревновательный метод характеризуется выполнением технических и тактических действий в обстановке соперничества. Состязания максимально мобилизуют занимающихся на возможно полное проявление своих способностей, на преодоление трудностей, возникающих при проведение действий. Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого) действия на основе просмотра кинограмм, кинокольцовок, фотоснимков, соревнований и тренировок. Методический прием - фиксация характерен тем, что тренер, наблюдая за выполнением приема, по условному сигналу (хлопку, свистку или возгласу "Стоп!") останавливает действия борца и его партнера. После того как упражняющийся и его партнер зафиксируют положение тела, частей тела, в котором их застал сигнал, тренер разбирает конкретно сложившуюся ситуацию, указывая на допущенные ошибки и поясняя, как следовало бы поступить в данном случае. Методический прием - утрирование сводится к тому, что борцу дается задание выполнить действие с умышленным отступлением от правильного проведения той детали, в которой он совершает ошибку, т.е. несколько исказить обычное выполнение технической структуры приема в противоположность совершаемой ошибке. Методический прием - дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно- мышечных раздражителей, помогающих упражняющемуся правильно согласовывать отдельные движения целостного действия во времени и пространстве, сочетая свои действия с действиями противника. | |
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (12.07.2017) | |
Просмотров: 2339 |
Всего комментариев: 0 | |