Четверг, 26.12.2024, 13:48
Приветствую Вас, Гость

Современные педагогические технологии по ФГОС

Название технологии Особенности технологии Для чего применяется Примеры и статьи
Технология развития критического мышления   http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/tekhnologija_razvitija_kriticheskogo_myshlenija/1-1-0-141 Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления
Технология интегрированного обучения

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна.

Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков:

  • способствуютповышениюмотивацииучения,формированиюпознавательногоинтереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с несколькихсторон;
  • вбольшейстепени,чемобычныеуроки,способствуютразвитиюречи,
    формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • нетолькоуглубляютпредставлениеопредмете,расширяюткругозор,ноиспособствуютформированиюразносторонне развитой,гармоническииинтеллектуальноразвитой личности.
  • Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся. Закономерности интегрированных уроков:
  • весь урок подчинён авторскому замыслу;
  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока);
  • урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого;
  • этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;
  • отобранный дляурока дидактическийматериалсоответствует замыслу, цепочка
    сведений организована как «данное» и «новое».
 
Проектная технология

Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от учащихся применение знаний для решения проблемных заданий.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

 В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

  1. Рефлексивные умения:
  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать  на  вопрос:   чему  нужно  научиться  для  решения  поставленной
    задачи?
  1. Поисковые (исследовательские) умения:
  • умение   самостоятельно   генерировать   идеи,   т.е.    изобретать   способ   действия,
    привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
    специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Навыки оценочной самостоятельности.
  2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  1. Коммуникативные умения:
  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог,
    задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
  1. Презентационные умения и навыки:
  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.
 
Технология развивающего обучения

Здоровьесберегаюшая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка па всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающая технология направлена на обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимыхзнаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшение психологического климата в детских коллективах, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух,оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • четкая организация учебного труда;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • смена видов деятельности;
  • обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • место и длительность применения ТСО;
  • включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
  • профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый,более«слабый» ученик чувствует поддержкутоварища;
  • стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить
    неправильный ответ;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
     
 
Здоровьесберегающие технологии      
Технология проблемного обучения   http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/tekhnologija_problemnogo_dialoga/1-1-0-142  
Технология активных методов обучения

Технология активных методов обучения  - упорядоченная совокупность (система) активных методов обучения, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

Активные методы обучения строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

 Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и
    определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать
    проблемы,   коммуникативные   умения   и   качества,   умения   ясно   формулировать
    сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание
    разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение
    работать в команде и др.
 
Игровые технологии  

http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/igrovye_tekhnologii/1-1-0-143

http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/igrovye_motivy_i_organizacija_igr/1-1-0-144

 
Модульная технология      
Технология опережающего обучения

Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.

Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации.

Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия.

Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Усвоение материала происходит в три этапа:

  • первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. При ответах учитывается желание детей. Активны на этом этапе, как правило, сильные ученики;
  • второй этап -уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе задаётся домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходят моменты опережения, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены;
  • третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.

Особенности технологии: комментируемое управление, опорные схемы.

С помощью комментированного управления:

  • средний и слабый тянутся за сильным учеником;
  • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
  • ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
 
Технология мастерских      
Кейс-технология      
Педагогика сотрудничества      
Технологии уровневой дифференциации      
Групповые технологии      
Традиционные технологии (классно-урочная система      

Уровни овладения педагогическими технологиями

Уровень

Учитель

оптимальный

Целенаправленно и систематически применяет технологии обучения в своей деятельности, творчески моделирует сочетаемость различных технологий обучения в собственной практике

развивающийся

В основном следует алгоритму технологии обучения; владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы

элементарный

Применяет элементы педагогических технологий интуитивно, эпизодически, несистемно; придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения; допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения.