Формы и методы обучения по ФГОС
Многие путают термины «методы» и «приемы», употребляя их как синонимы. Между тем, метод - это способ совместной деятельности учителя и ученика. Приём - лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода. Форма урока - это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно. Типы уроков по ФГОС Тип «урок усвоения новых знаний». Тип «урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)». Тип «урок актуализации знания и умений (урок-повторение)». Тип «урок обобщения и систематизации». Тип «урок контрольного учета и оценки ЗУН». Тип «урок коррекции ЗУН». Тип «комбинированный урок» - может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно - и форм проведения. Классификация форм уроков Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль. Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублёр, урок мудрости, творческий отчёт. Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут. Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, учёный совет, суд. Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры. Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз. Интегрированные уроки. Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Чётких правил нет, и всё зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока. Классификация методов В методике приводится следующая классификация методов обучения: Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространённый приём пассивных методов - лекция. Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик. Интерактивные (ИМО) - наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик. В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных. Кейс-метод. Задаётся ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС. Проблемный метод - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) - метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления. Эвристический метод - объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований. Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы. Метод модульного обучения - содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором. Выбор метода зависит от многих условий: цели обучения; уровня подготовленности учащихся; возраста учащихся; времени, отведенного на изучение материала; оснащенности школы; теоретической и практической подготовленности учителя. Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приёмов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. | |
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (04.06.2017) | |
Просмотров: 1191 |
Всего комментариев: 0 | |