Формирование ключевых компетенций на уроках физики
Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся ключевых образовательных компетенций. Задачи: 1. изучить механизм формирования ключевых компетенций в процессе обучения; 2. выяснить, формирование каких ключевых компетенций вызывает у выпускников основной школы наибольшие трудности; 3. разработать методику формирования ключевых компетенций учащихся при организации учебного процесса на уроках физики; 4. корректировка и дальнейшее совершенствование сформированных компетенций. В словаре иностранных слов понятия «компетентный» и «компетентность» определяются следующим образом: «компетентность — обладание знаниями и опытом, позволяющими судить о чём-либо; веское, авторитетное мнение»; «компетентный — знающий, сведущий в определённой области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чём-либо» [1]. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности [ 2 ]. Ключевыми компетенциями, в соответствии с трактовкой А. В. Хуторского [3],являются: 1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. 2. Общекультурные компетенции – это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурной жизни. 3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. 4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. 5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. 6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. 7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. | |
Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (07.07.2013) | |
Просмотров: 2774 |
Всего комментариев: 0 | |