Понедельник, 23.12.2024, 04:54
Приветствую Вас, Гость

Формирование ключевых компетенций на уроках физики
Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к учебному процессу. Основным направлением развития школьного образования является формирование ключевых компетенций у учащихся – готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, формировать компетенции только ради профессиональной деятельности. Они должны помогать, человеку жить в согласии с природой, обществом, и согласии с самим собой.
Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся ключевых образовательных компетенций.
Задачи:
1. изучить механизм формирования ключевых компетенций в процессе обучения;
2. выяснить, формирование каких ключевых компетенций вызывает у выпускников основной школы наибольшие трудности;
3. разработать методику формирования ключевых компетенций учащихся при организации учебного процесса на уроках физики;
4. корректировка и дальнейшее совершенствование сформированных компетенций.
В словаре иностранных слов понятия «компетентный» и «компетентность» определяются следующим образом:
«компетентность — обладание знаниями и опытом, позволяющими судить о чём-либо; веское, авторитетное мнение»;
«компетентный — знающий, сведущий в определённой области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чём-либо» [1].
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности [ 2 ].
Ключевыми компетенциями, в соответствии с трактовкой А. В. Хуторского [3],являются:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.
2. Общекультурные компетенции – это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурной жизни.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (07.07.2013)
Просмотров: 2774
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]