По словам известного русского педагога Н.В.Касаткина «новое растет на трех корнях: голова, сердце, руки». Образовательная область «Технология» призвана пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Создавая собственными руками вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее. Создатель варваром не станет. Приоритетной целью своей работы считаю разрешение следующей проблемы: противоречие между традиционными формами и методами организации трудового обучения и необходимостью вовлечения школьников в практическую деятельность по изготовлению наиболее привлекательных для них изделий и исследовательскую деятельность, по выбору наиболее эффективных способов их изготовления. При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать образовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать учащимся выбирать интересующие задания, и моделирующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы. Еще А.С. Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом». Поэтому в своей работе я определила: изучать, системно разрабатывать и внедрять метод проектов. Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Реализация метода проектов не требует изменения материально-технической базы школьных мастерских, что изначально облегчило работу. Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учениц и уровнем их технологической грамотности, а также с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования. В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка. Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах. • благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества; • творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества; • постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки; Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого ученицами изделия. Для этого использую приемы: • прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся; • использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении; • рекомендации лучших работ на выставку, конкурсы; • прием поощрения (объявление благодарности учащимся и их родителям); Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, я сочетаю его с упражнениями, которые вырабатывают умения и навыки проектирования и обработки материалов. Для этого я использую пособие под редакцией И.А. Сасовой «Метод проектов в технологическом образовании школьников», содержание которого я реконструировала; все упражнения провожу как внутри, так и вне проекта. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания материала. В этом случае, запуская проект, постепенно веду учащихся по пути приобретения необходимых знаний и умений в процессе выполнения проекта, благодаря упражнениям. Я разработала алгоритм работы над проектом, который помогает ученицам в планировании, без чего проектная деятельность невозможна и приучает детей к четкому порядку. Разработала программу претворения идеи в проект, методику осуществления проектов, а также рекомендации по составлению пояснительной записки. В разработанном мной алгоритме проектирования фундаментом является мотивация, а вершиной – защита проекта. Для оценки творческой деятельности учащихся я разработала возможные критерии оценки проекта: оценку качества оформления и выполнения проекта; оценку защиты проекта. Во время защиты используется- индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта, которая позволяет объективно оценивать учащихся. При защите проекта помогают «негласные» 10 правил. Каждый этап проекта отражается в дизайн- папке, где у учащихся собирается своеобразный портфолио «Мои проекты» по классам. Я работаю по принципам, которые помогают: • Созданию атмосферы сотрудничества (учитель-ученик), умению вызвать у себя и у учащихся творческое воодушевление, поддерживать атмосферу радостного общения, деловой контакт; • Вызвать у учащихся побуждение к деятельности с помощью комментариев, вызывающих положительные чувства, в связи с проделанной работой; установок, стимулирующих интерес, волевые усилия к преодолению трудностей; • Обучать на оптимальном уровне сложности, раскрывающем потенциальные возможности учения, с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности учащихся. Я всегда стараюсь помнить, что желание прийти в школу, как в свой родной дом, у учениц появляется не само по себе, для этого надо создать благоприятную атмосферу. Свой кабинет, свое рабочее место я стараюсь превратить для учащихся в лабораторию для творческой работы. В городе Новосибирске в МОУ СОШ №120 я работаю с 2005 года, за это время Кузьмина Алина ученица 7 «а» класса в 2006 году стала лауреатом в районном конкурсе проектов: проект «Поролоня». А ученицы 7 «в» класса – Конфедератова К., Клементьева А. стали победителями в районном конкурсе проектов: проект «Пицца». В 2007 году Иванова П. получила грамоту за активное участие в районном конкурсе проектов: проект «Морская фантазия». В 2008 году в районной Олимпиаде школьников по технологии она заняла 4 место. В 2007 году Яковлева Юлия стала победителем районного конкурса: проект «Восточные мотивы». В 2008 году Юля заняла 6 место в областной Олимпиаде школьников по технологии; 5 место в городской; 1 место в районной Олимпиаде. В 2008 году в районном «Конкурсе кабинетов обслуживающего труда» получили 1 место, а городском – 3 место. 2008 – 2009гг. Кичигина Лиля (8кл.) «Моя мечта» (Макетирование), Омолоева Катя (8кл) «Цветочные мечты» (Объёмная вышивка) победители районного конкурса проектов. 2009 – 2010гг. Мухина Оля (9кл.) «Солнечный зонтик» (Вязание крючком); Выводы: Спиридонова Тамара Александровна | |
Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (05.02.2011) | |
Просмотров: 2796 |
Всего комментариев: 0 | |