Понедельник, 23.12.2024, 09:19
Приветствую Вас, Гость

Использование метода проекта на уроках и во внеурочное время
Использование метода проекта на уроках и во внеурочное время.
По словам известного русского педагога Н.В.Касаткина «новое растет на трех корнях: голова, сердце, руки».
Образовательная область «Технология» призвана пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Создавая собственными руками вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее. Создатель варваром не станет.
Приоритетной целью своей работы считаю разрешение следующей проблемы: противоречие между традиционными формами и методами организации трудового обучения и необходимостью вовлечения школьников в практическую деятельность по изготовлению наиболее привлекательных для них изделий и исследовательскую деятельность, по выбору наиболее эффективных способов их изготовления.
При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать образовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать учащимся выбирать интересующие задания, и моделирующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.
Еще А.С. Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом».
Поэтому в своей работе я определила: изучать, системно разрабатывать и внедрять метод проектов.
Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Реализация метода проектов не требует изменения материально-технической базы школьных мастерских, что изначально облегчило работу.
Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учениц и уровнем их технологической грамотности, а также с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.
В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.
Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах.
• благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;
• творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;
• постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие
чрезмерной опеки;
Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого ученицами изделия. Для этого использую приемы:
• прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;
• использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;
• рекомендации лучших работ на выставку, конкурсы;
• прием поощрения (объявление благодарности учащимся и их родителям);
Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, я сочетаю его с упражнениями, которые вырабатывают умения и навыки проектирования и обработки материалов. Для этого я использую пособие под редакцией И.А. Сасовой «Метод проектов в технологическом образовании школьников», содержание которого я реконструировала; все упражнения провожу как внутри, так и вне проекта. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания материала. В этом случае, запуская проект, постепенно веду учащихся по пути приобретения необходимых знаний и умений в процессе выполнения проекта, благодаря упражнениям.
Я разработала алгоритм работы над проектом, который помогает ученицам в планировании, без чего проектная деятельность невозможна и приучает детей к четкому порядку. Разработала программу претворения идеи в проект, методику осуществления проектов, а также рекомендации по составлению пояснительной записки.
В разработанном мной алгоритме проектирования фундаментом является мотивация, а вершиной – защита проекта. Для оценки творческой деятельности учащихся я разработала возможные критерии оценки проекта: оценку качества оформления и выполнения проекта; оценку защиты проекта.
Во время защиты используется- индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта, которая позволяет объективно оценивать учащихся. При защите проекта помогают «негласные» 10 правил.
Каждый этап проекта отражается в дизайн- папке, где у учащихся собирается своеобразный портфолио «Мои проекты» по классам.
Я работаю по принципам, которые помогают:
• Созданию атмосферы сотрудничества (учитель-ученик), умению вызвать у себя и у учащихся творческое воодушевление, поддерживать атмосферу радостного общения, деловой контакт;
• Вызвать у учащихся побуждение к деятельности с помощью комментариев, вызывающих положительные чувства, в связи с проделанной работой; установок, стимулирующих интерес, волевые усилия к преодолению трудностей;
• Обучать на оптимальном уровне сложности, раскрывающем потенциальные возможности учения, с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности учащихся.
Я всегда стараюсь помнить, что желание прийти в школу, как в свой родной дом, у учениц появляется не само по себе, для этого надо создать благоприятную атмосферу. Свой кабинет, свое рабочее место я стараюсь превратить для учащихся в лабораторию для творческой работы.
В городе Новосибирске в МОУ СОШ №120 я работаю с 2005
года, за это время Кузьмина Алина ученица 7 «а» класса в 2006 году стала лауреатом в районном конкурсе проектов: проект «Поролоня». А ученицы 7 «в» класса – Конфедератова К., Клементьева А. стали победителями в районном конкурсе проектов: проект «Пицца».
В 2007 году Иванова П. получила грамоту за активное участие в районном конкурсе проектов: проект «Морская фантазия».
В 2008 году в районной Олимпиаде школьников по технологии она заняла 4 место.
В 2007 году Яковлева Юлия стала победителем районного конкурса: проект «Восточные мотивы».
В 2008 году Юля заняла 6 место в областной Олимпиаде школьников по технологии; 5 место в городской; 1 место в районной Олимпиаде.
В 2008 году в районном «Конкурсе кабинетов обслуживающего труда» получили
1 место, а городском – 3 место.
2008 – 2009гг. Кичигина Лиля (8кл.) «Моя мечта» (Макетирование), Омолоева Катя (8кл) «Цветочные мечты» (Объёмная вышивка) победители районного конкурса проектов.

2009 – 2010гг. Мухина Оля (9кл.) «Солнечный зонтик» (Вязание крючком);
Кичигина Лиля (8кл.), «Альбом друзей» (Скрабукинг»;
Горковенко Евгения (8кл.), «Незабываемая прелесть» (Валяние игрушек) победители районного конкурса.
2009 – 2010гг. В выставке-конкурсе творческих работ «Арт-Мобиле 2009» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» награждены грамотами за участие получили Горковенко Евгения (7кл.) и Мухина Оля (8кл.). Грамота за 2 место (школа) в районном конкурсе «Ёлочная игрушка».

Выводы:
Итак. Эффективность метода проектов заключается в следующем:
1. метод проектов дает более глубокие и осознанные знания по предмету;
2. позитивное отношение к предмету учащихся возрастает;
3. учащиеся умеют анализировать, давать самооценку своей деятельности, сформировали навыки и умения в исследовательской работе, желают продолжить работать по проектам.
4. метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направленность. Как педагог, считаю метод проектов перспективным, обладающим большими потенциальными возможностями.

Спиридонова Тамара Александровна
МБОУ СОШ №120 г. Новосибирск

Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (05.02.2011)
Просмотров: 2796
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]