1.1. Понятие инновации в педагогической науке В этих условиях учителю, руководителю (технологу) учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. В настоящее время много внимания уделяется инновационным образовательным технологиям. Что обозначает эта терминология? Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Объяснения сущности педагогических инноваций очень противоречивы. В «Профессиональной педагогике», дается следующее определение: «Инновации – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований» [55, с. 497]. Получается, что нет нового практического средства – нет и инновации. Однако все не так просто: «новых практических средств» в педагогике не так уж и много. Значит, инновации не могут быть сведены к созданию только средств. Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. Объектами инновации являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей. Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке (отбор по принципу «известно - неизвестно»), а также использования в педагогической практике (отбор по принципу «было – не было») позволил отнести к общим педагогическим инновациям: 1. не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики; 2. гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий; 3. основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами; 4. технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации. В настоящий момент из числа средств развития образовательного процесса в первую очередь следует выделить переход от интуитивной разработки к научно обоснованному созданию педагогического проекта, к обоснованности каждого элемента и этапа, нацеленность на объективно диагностируемый конечный результат, а также внедрение его на практике. Главный вопрос педагогических технологий заключается в следующем: как получить гарантированный результат? Уровень результативности деятельности напрямую связан с уровнем профессионализма, наивысшим проявлением которого является его технологичность. Можно выделить следующие причины, породившие сегодня пристальный интерес к педагогическим технологиям. Во-первых, необходимость внедрить в педагогику системно-деятельностный подход. Во-вторых, потребность реализовать индивидуализацию образовательного процесса и индивидуально - развивающее обучение. В-третьих, исключить малоэффективные вербальные способы передачи знаний. В-четвертых, мотивировать проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирующих образовательные результаты и снижающих негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов. Понятие «технология» обладает регулятивным воздействием, которое состоит в том, что побуждает ученых и практиков: 1) находить основания результативной деятельности; 2) строить ее на интенсивной, т.е. максимально научной, а не экстенсивной (ведущей к неоправданным затратам сил, времен, ресурсов) основе; 3) мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, обеспечивающие требуемый результат; 4) опираясь на прогнозирование и проектирование, обеспечивать достижение планируемых результатов. Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности учителя, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости. «Технологичность не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления» [79, с.25]. В чем же состоит отличие методики от технологии? Если методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает два принципиальных момента: 1. Технология – это гарантированность конечного результата. 2. Технология – это проект будущего учебного процесса. Таким образом, технология – это иерархизированная и упорядоченная система технологических процедур проектирования образовательного процесса, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата [79, с.29]. Любая педагогическая технология удовлетворяет ряду методологических требований (критериям технологичности): • концептуальность (научные основания); • системность (последовательность); • управляемость (наличие обратной связи); • воспроизводимость (наличие инвента); • эффективность (достижение планируемых результатов). Педагогическая технология должна иметь научную базу, опираться на определенную научную концепцию, научно обосновать образовательные цели. У педагогической технологии должны быть все признаки системы: ломка процесса, взаимосвязь всех частей, целостность. В.П. Беспалько в своей работе «Слагаемые педагогической технологии» пишет: «Хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания – это и есть педагогическое мастерство». [7, с.52] Что значит научно обоснованная технология обучения? Это значит, что она построена на научном анализе деятельности ученика, отборе тех качеств, знаний, умений и навыков, которые будут ему необходимы в дальнейшей учебной деятельности: анализе и четком отборе учебной информации, т.е. содержания учебного материал, предназначенного для обучения и контроля его усвоения; анализе средств педагогической коммуникации (учебник, пособие, ТСО и методические указания к ним и т.п.; выборе форм и методов обучения, воспитания и развития учащихся); конкретизации деятельности учителя и учащихся. После научного анализа всего указанного выше следует этап разработки самой технологии обучения на основе педагогической системы, где все компоненты связаны между собой и работают как единое целое. Далее следует проверка разработанной технологии в опытном обучении, ее коррекция, дополнение и изменение, если в этом есть необходимость, и только потом – этап ее реализации в естественных условиях обучения. Необходимо отметить, что педагогическая технология – не есть нечто застывшее и данное на все времена. Она может совершенствоваться или изменяться в зависимости от меняющихся условий обучения. Обучение – процесс по своему характеру целенаправленный, постоянно контролируемый, диагностика результатов обучения часто выражается в критериально измеряемых характеристиках. Структура образовательного процесса в технологическом плане может быть представлена как единство следующих этапов: целеполагание - проектирование содержания и логической структуры - собственно обучение (реализация проекта) - контроль – коррекция. В современном учебном процессе наиболее освоенным звеном является «собственно обучение», и усилия педагогов направлены именно на его совершенствовании. Однако этот подход содержит издержки, так как без четко поставленной цели и продуманных вариантов моделей обучения и объективного контроля степени достижения цели никакие вмешательства в сложившийся традиционно учебный процесс не дадут результатов. По мнению Л.В. Шмельковой [79, с.34], модернизацию педагогической деятельности надо начинать с тех операций, которые, во-первых, менее устойчивы или менее представлены в структуре деятельности преподавателя и, во-вторых, скорее всего дадут результаты, позволяющие преподавателю реально оценить свою работу и отдельно ее элементы. Такими операциями в приведенной выше структуре образовательного процесса являются «целеполагание» и «контроль». Важно акцентировать внимание на особенностях перевода замысла учителя на язык предварительного проектирования образовательного процесса, на главном в проекте: на структуре и содержании учебно-познавательной деятельности учащегося, а не на педагогических воздействиях учителя; на методологии технологического целеобразования (целеполагания), как центральной проблеме технологизации. Цель – основа функционирования любой технологии и основа управления учебным процессом. Основное в педагогической технологии – достигается цель или не достигается, отсюда и критерии ее эффективности. Таким образом, первым шагом стратегии совершенствования образовательного процесса должна стать объективизация цели и способов оценки ее достижения. Диагностическая постановка целей в обучении – это одновременно и качество содержания, и качество его усвоения учащимися, выраженные столь определенно, что они становятся общепонятными и управляемыми стандартами. Цель задана диагностично, если: 1. она определена настолько четко, что можно сделать вполне определенный вывод о ее достижении (т.е. задана через конечный результат: знает…, умеет…, выполняет… и т.д.); 2. поддается измерению (знает, умеет на «3», «4», «5»); 3. существует инструмент для измерения уровня достижения цели (уровневые диагностические работы). В результате такой постановки цели можно оптимизировать содержание образования, отработать оптимальные учебные программы и планы обучения, освоить методики объективного контроля знаний учащихся и обеспечивать условия для осуществления второго этапа совершенствования образовательного процесса – предварительного поэтапного проектирования логически завершенного отрезка учебного процесса. Таким образом, следующий этап – это разработка модели учебного процесса на основе диагностичной цели и объективных методов контроля. Итак, для технологичного проектирования, т.е. осуществление данного этапа, необходимо учитывать: 1) образовательная технология – это целостная модель образовательного процесса, системно определяющая структуру и содержание деятельности обеих сторон этого процесса (учителя и ученика), имеющая целью достижение планируемых результатов с поправкой на индивидуальные особенности его участников. Далеко не любая педагогическая новация может быть классифицирована как образовательная технология. В качестве критериев технологичности деятельности учителя могут быть выделены следующие: - диагностично заданная цель; - представление образовательного процесса в форме предварительно спроектированной модели; - четкая и научно обоснованная логика этапов проектирования; - адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе; - личностно-мотивированное обеспечение деятельности учителя и ученика. 2) Существенные черты образовательной технологии - диагностическое целеобразование и гарантированное достижение планируемых результатов (минимальных, обязательных) всеми обучаемыми; - предварительное поэтапное проектирование логически завершенного отрезка образовательного процесса в соответствии с законами дидактики с предметной среды; - воспроизводимость процедур проектирования любым проектирования любым педагогом. Переход на технологический уровень проектирования учебного процесса и последующая реализация этого проекта помогает учителю стать профессионалом, раскрепощает его личность, выступает альтернативой формальному образованию, учитывает значительное усиление роли обучаемого и открывает новые горизонты для развития творчества учителя – автора проекта. Отсюда следует, что учителю, руководителю (технологу) учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известно. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. У истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Тальциной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.С. Якиманской, В.М. Монахова, М.В. Кларина и др. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэррол, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Нейс, В. Каскарелли, Дж. Стил, К. Мередит, И. Темпл. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и оптимальным затратам времени, сил, средств. К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность. Инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности. http://kollegi.kz/publ/53-1-0-1145 | |
Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (05.02.2011) | |
Просмотров: 13167 |
Всего комментариев: 0 | |