Понедельник, 23.12.2024, 10:03
Приветствую Вас, Гость

Методические особенности организации и проведения компьютерных уроков
1. Для проведения компьютерных уроков класс должен быть поделен на группы наполняемостью не более 15 человек. Обслуживает проведение данных уроков лаборант кабинета информатики, который занимается рассылкой программ на рабочие места учащихся. Консультации, знакомство учителей начальных классов с поступающим программным обеспечением проводит заведующий компьютерного кабинета.
2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм: суммарное время работы за персональным компьютером не должно превышать 15 минут, можно, если это будет двух-трехразовая работа по 5-7 минут.
3. Компьютерные программы включаются в урок для отработки или повторения какого-то учебного материала, чтобы интенсифицировать урок и организовать смену видов деятельности, индивидуализировать их. В начале урока – для актуализации опорных знаний, умений, навыков. В середине урока задания на компьютере соответствуют теме данного урока и помогают проверить степень усвоения нового материала, закрепить полученные знания и умения. При наличии времени в конце урока учащиеся работают с программами игрового характера, которые способствуют общему развитию ребенка и одновременно работают на обратную связь.
4. Осуществление дифференциации и индивидуализации при работе на персональном компьютере.
ряд программ загружается на строго определенное время и в результате выявляются те учащиеся, кто быстро и качественно справился с заданиями, и те, кто не успел сделать все задание, что и должен учитывать учитель при дальнейшей работе;
некоторые программы предусматривают разные варианты сложности заданий: ученик либо сам выбирает задание, либо это делает учитель в зависимости от уровня подготовленности ученика;
еще один вид программ задает диапазон времени на выполнение заданий, поэтому те, кто справился раньше других, могут выполнить дополнительные упражнения за ПК или на рабочем месте, не мешая остальным, а даже помогая справиться с заданием тем, кто встретил затруднения.
5. На уроке предусматривается обязательный анализ работы за персональными компьютерами.
6. Проведение компьютерных уроков не должно носить случайный характер, их эффективность обеспечивается системой работы. Это возможно при наличии программно-методического комплекса по предмету, который содержательно соответствует школьной программе по данному курсу. Комплекс должен включать набор компьютерных программ по основным темам курса, примерное тематическое планирование использования данных программ и методические рекомендации по проведению уроков с их использованием.
Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учётом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач.
Проектирование компьютерного урока
Проектирование компьютерных уроков начинается с составления календарно-тематического плана изучения темы (использование средств ИКЛ оптимально распределяется по всем урокам). При этом учитывается содержание изучаемого материала; основная педагогическая технология; наличие в школе компьютерных, программных и аудио-видео средств; психологические и социометрические характеристики группы и каждого ребёнка; необходимость чередования различных типов компьютерных средств и др.
Для плана конкретного компьютерного урока учитель;
 составляет временную (ударение на У) структуру урока, намечает задачи и необходимые этапы для их достижения;
 из резервов компьютерного обеспечения отбирает наиболее эффективные средства, рассматривает целесообразность их применения в сравнении с традиционными;
 отобранные материалы оценивает во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени;
 составляет временную (ударение на У) развёртку (поминутный план) урока;
 при недостатке компьютерного иллюстративного либо программного материала проводит поиск в библиотеке, Интернет или составляет авторскую программу;
 из найденных материалов (файлов) собирает презентационную программу. Для этого пишет её сценарий. При презентации на большом экране можно соединять вместе карты и схемы, диаграммы, фотографии, фильмы и аудиозаписи — всё это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом и светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание учеников на наиболее важные места на экране;
 планируя достижение определённых целей, предусматривает их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера даёт возможность усилить и углубить контроль. Для этого применяется игровая программа или разрабатывается авторская, которые также включаются в презентационную программу.
Проблема здоровья. Использование аудиовизуальных средств (ТСО) влияет на оценочно-мотивационную сферу личности. Если они используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создаёт у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. И наоборот, частое их использование приводит к потере учащимися интереса к ним.
Согласно опубликованным в литературе данным, оптимальная частота и длительность применения традиционных ТСО в учебном процессе определяются возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся. Для физико-математических предметов определённая экспериментально оптимальная частота их использования равна 1:8 (для учащихся 15— 18 лет).
Эффективность применения аудиовизуальных средств зависит также от этапа урока. Не следует использовать их более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Лучше всего использовать ТСО в начале урока (5 минут — это сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5—10 минут позже обычного), а также в интервалах между 15-й и 20-й и 30-й и 35-й минутами, что позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока, так как во время каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость.
При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может это исключить. Периоды напряжённого умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия.
Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам ещё и электромагнитное излучение. Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, со¬гласно санитарным нормам, составляет: для учащихся начальной школы — 10—15 минут, средней ступени — 20-25 минут, старшей ступени — 30 минут. Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120 и 200 минут.
Сейчас издательства «С-1», «Кирилл и Мефодий», «Интерсофт» и другие выпускают различные мультимедийные продукты: электронные учебники, репетиторы, справочники, контролирующие программы, хрестоматии, энциклопедии и т.д. Это хорошее подспорье в преподавании, но часто они не могут быть компьютерным дополнением к текстовому школьному учебнику, так как не всегда с ним согласованы и требуют адаптации к школьным программам.
Поэтому особенно интересны обучающие и контролирующие курсы (презентационные программы, компьютерные занятия), составленные самим преподавателем. Во-первых, они представляют правильное в методическом отношении изложение нового материала. Во-вторых, соблюдается строгая последовательность в изложении материала в соответствии с учебным планом. В-третьих, дидактический материал, используемый в собственных курсах, может быть максимально разнообразным и обновляться так часто, как это необходимо.
При подготовке к компьютерным занятиям учитель просматривает и оценивает все информационные ресурсы и данные программного (мультимедиа) продукта, составляет выборку из программного продукта, создаёт авторскую обучающую программу с дикторским текстом, музыкальным сопровождением, статическими иллюстрациями, видеовставками, интерактивным взаимодействием учащийся — компьютер; с включением материалов из сети Интернет (РИОР).
К программным средствам обучения относятся обучающие программы, электронные учебники, словари, энциклопедии, тренажёры (репетиторы), программы дистанционного обучения, контролирующие программы, наконец, программы освоения и конструирования обучающих программ, автоматизированные библиотеки, методические материалы для учителя, библиотеки электронных наглядных пособий (сборники фотографий, музыкальных записей, видеосюжетов, рисунков, текстов).
При подготовке к компьютерным занятиям учитель должен освоить элементарные пользовательские умения, изучить, программные возможности мультимедиа продуктов, обучающих компьютерных программ на CD-ROM и практически освоить их использование, уметь создавать простейшие компьютерные мультимедийные обучающие продукты доя сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Банки мультимедийной информации выпускаются фирмами на CD-дисках (например, энциклопедии, словари, путешествия и др.) и могут создаваться учителям на компьютере (сканированные иллюстрации, схемы, рисунки, скопированные с разных дисков, книг, кинофильмов, теле передач и т.д.). Отобранная информация складывается в соответствующих ячейках — файлах, легко сортируется.
Выступая, учитель демонстрирует на экране план выступления, названия его разделов, тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, схемы, объёмные модели, мультипликацию). Одновременно могут звучать музыка, комментарий к изображению, звуковая дорожка видеофильма. Для проведения выступления с использованием мультимедиа необходимы экран и специальный («мультимедийный») проектор, подключённый к компьютеру.
Типичная структура электронного учебника:
Мультимедиа фрагменты, аудио- и видеоматериалы

Письменные задания

Хрестоматии, глоссарии,справочники

Навигатор: оглавление, вводный раздел, цели и план модуля

Задачи, примеры и иллюстрации

Вопросы для интерактивного изучения

Практикум, тесты для самопроверки

Основной содержательный текст

Применение знаний на практике

Индивидуальный опыт
Для составления собственных обучающих и контролирующих курсов учителю необходимо иметь программную среду, позволяющую это сделать без особых усилий. Сейчас существует несколько таких сред, ориентированных на создание обучающих и контролирующих курсов: КАДИС, АДОНИС, УЧЕНИК — УЧИТЕЛЬ для DOS или DELPHI и VISUAL BASIC для WINDOWS.
В Windows имеется группа специальных подпрограмм, «приделок», «рисовалок», «смотрелок», которые позволяют разнообразно использовать обучающий продукт, но в заданных самим учителем режимах — презентациях, представлениях, сценариях (например, просмотр содержания электронного учебника в соответствии с заданной схемой навигации «назад — вперёд»).
Учитель может создать свой вариант мультимедийного урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей из так называемой библиотеки электронных наглядных пособий (имеются в Интернете и продаются на CD). Этот продукт будет обучающей псевдопрограммой или мультимедиа-представлением.
Мультимедиа-представление — творческая работа, в которой задействуются несколько мультимедиа-технологий. Для его создания необходимы программы и устройства для набора текста, рисования, черчения, видео- аудиозаписи. Сначала отбирается нужный материал (текстовый, звуковой, графический, видео). Затем производится монтаж этого материала в определённую последовательность с помощью программы PowerPoint. При этом используются:
 сочетание текстовой информации и графических изображений;
 псевдографика (изображения человека, птицы, книги, техники и др.);
 звуковые эффекты для сопровождения учебной информации;
 цветовая палитра для окраски изображений;
 переход от статических изображений к динамическим.
Часть материала может переноситься в формат гипермедиа.
Для моделирования объектов или процессов природы и общественной жизни (например, лабораторные опыты, экономические модели) нужно владеть языком программирования, но более простые программы можно сделать с помощью различных сред для моделирования (например, «Живая физика», «Живая геометрия»), которые позволяют прямо на экране компьютера «провести опыт» или «повернуть» геометрическую фигуру.
Для проведения естественно-научного исследования к компьютеру нужно подключить различные датчики. Для проведения статистического исследования достаточно использовать специальные программы математической обработки данных.
Контролирующие программы пишутся программистами (учителями информатики) под конкретные задачи:
• определение показателей обучаемых по областям (тесты, анкеты и др.), средних показателей класса, результатов прохождения отдельных разделов учебного курса;
• реагирование на ошибки;
• предложение помощи в случае повторных ошибок;
• выдача промежуточных результатов;
• установление рейтинга обучаемого в группе;
• мониторинг (систематическое накопление) информации и др.
Учитель задаёт программисту задачи по сортировке и обработке данных с помощью статистических процедур и выпол¬няет функции по введению в компьютер базы данных:
• об обучаемом (его фамилия, анкетные данные, демографические характеристики);
• о школе, периоде обучения и учебном предмете;
• об учебной программе;
• о результатах процесса обучения и развития конкретных учащихся и др.
Сегодня на российском рынке имеются пакеты программ, предназначенных для быстрого и эффективного проектирования мультимедийных электронных презентаций, представлений учебников на CD-ROM. Это, например, такие продукты, как «HyperMethod», «Distance Learning Studio» и другие. В них предусмотрены максимальная автоматизация работ, основанная на предоставлении учителю, преподавателю, разработчику различных вариантов готовых прототипов курсов, встроенных интерактивных тестов и средств общения, библиотека шаблонов и автоматическое создание перекрёстных гипертекстовых связей.
Необходимо сделать эти программные средства доступными для школы и учителя.
Рекомендации по использованию опыта:
Какой должна быть тактика использования компьютерных учебных материалов? Продолжительность работы за компьютером разумно ограничить на уроке 10 - 15 мин., в 2 - 3 приёма. Частое кратковременное обращение в ходе урока к компьютерным программам, поддержанным другими, привычными средствами обучения, снимает у ребят "синдром компьютерной тревожности". Это боязнь работы с компьютером, нерешительность в действиях с ним, что крайне важно преодолеть человеку ещё в школьные годы.
Особые требования, должны предъявляться к качеству используемой наглядности. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия компьютерного материала. При этом учитель своим словом, умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль ребят к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (25.02.2011)
Просмотров: 2804
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]