Технология коллективного взаимообучения
«Работа в парах, сменного состава» по определённым правилам позволяет плодотворно, развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Можно выделить следующие основные преимущества КСО: • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; ............ • в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; • повышается ответственность не. только, за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в :коллективе; • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; • И обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. Парную работу можно использовать в трёх видах: • статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» -«ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения; • динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей; • вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует, вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Ещё Я.А. Каменский в «Великой дидактике» оценивал «обращённую мысль» как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно откажи себе в чём-нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать»; «многое спрашивать, усваивать, учить других тайны великой учёности». Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями: 10% - читает глазами, 26% - слышит, 30% - видит, 50% видит и слышит, 70% обсуждает, 80% опирается на опыт, 90% говорит и делает совместно, 95% обучает других. | |
Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (23.02.2011) | |
Просмотров: 4816 |
Всего комментариев: 0 | |