Технология полного усвоения знаний
Авторы технологии в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что способности ученика определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Дж. Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы условия обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остаётся не-фиксированным, это... результат обучения. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата. Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом, который предложил способности обучаемого определять темпом учения не при усреднённых, а при оптимально по-добранных для данного ученика условиях. Б. Блум изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следую-щие категории обучаемых: малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; • учащиеся, составляющие большинство (около90%), чьи способности к усвоению знаний и уменийзависят от затрат учебного времени. Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса. Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов. Реализуя данный подход, Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обучения на оснойе полного усвоения знаний. Исходным моментом методики являет-' ся общая установка которой должен проникнуться педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный ма териал при рациональной организации учебного процесса. Далее педагогу предстоит определить, в чём состоит полное усвоение и какие ре-зультаты .должны быть достигнуты всеми. Точное определение критерия полного усвоения для всего курса является важнейшим моментом в работе по данной системе. . Этот эталон задаётся в унифицированном виде с помощью иерархии педагогических целей, разработанных для мыслительной., (когнитивной), чувственной (аффективной) и психомоторной сфер. Категории, целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона. Перечислим категории целей познавательной деятельности: знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру)- «запомнил ,воспроизвел, узнал». понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) «объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевёл с одного языка на другой»; применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации); анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого «вычленил части из целого»; синтез: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) «образовал новоецелое»; оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели «определил ценность и значение объекта изучения». Представленная таксономия целей Б. Блума получила широкое распространение за рубежом. Она используется в учебниках и дидактических пособиях в качестве шкалы для измерения результатов обучения. Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация тради-ционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. | |
Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (23.02.2011) | |
Просмотров: 5757 |
Всего комментариев: 0 | |