Технология разноуровневого обучения
Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б.Блум, З.И. Калмыкова и др.). Школа с уровневой дифференциацией функционирует путём деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 минимальном (государственный стандарт), 2 базовом, 3 вариативном (творческом). В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны сле-дующие: всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом; взаимное превосходство если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать. 3) неизбежность перемен ни одно суждение о человеке не может считаться окон-чательным. В дальнейшем эта технология получила название «технология обучения базису без от-стающих». Выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей ребёнка для отслеживания эффективности технологии проводится с опорой на категорию «структура личности», отражающей в обобщённом виде все стороны личности. В системе разноуровневого обучения в качестве базисной выбрана структура лич-ности, предложенная К.К. Платоновым. Эта структура включает в себя следующие подсистемы: 1)индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпера-менте, характере, способностях и пр.; психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и др.; опыт, включающий знания, умения, привычки; направленность личности, выражающая её потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт. На основании выбранной концепции сформировалась система психолого-педагогической диагностики развития личности в обучении, учитывающая следующие элементы: воспитанность; познавательный интерес; общеучебные умения и навыки; фонд действенных знаний (по уровням); мышление; память; тревожность; темперамент. Организационная модель школы включает три варианта дифференциации обучения: 1) комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями; внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углублённым изучением отдельных предметов; профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе пcиходидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников. Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне. | |
Категория: Инновационные технологии обучения | Добавил: teacher-zva (23.02.2011) | |
Просмотров: 6397 |
Всего комментариев: 0 | |