Воскресенье, 29.12.2024, 07:49
Приветствую Вас, Гость

Интерактивные методики в воспитательной работе. Занятие контекстного типа.
Контекст – это система внутренних (личность, ее знания и опыт) и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому, так и ее компонентам.
Занятие контекстного типа можно разделить на три группы.

1. КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ
Для развития личности необходимо некое пространство свободы, где она свободна, востребована, где переживает мысль, а не потребляет мыслительный штамп. Только пережитые мысли и чувства влияют на нашу жизнь. Для личности важно не столько, что изучается, сколько как; не столько значение, сколько смысл.
Событие должно не просто удивить ученика, оно должно произойти реально, иметь конкретный адрес, это должно происходить с конкретными людьми, вот тогда проблема по настоящему реальна и «близка» ученику настолько, что вызывает желание разобраться с ней. Обучение становится личностно значимым, выходит в контекст жизнедеятельности, что способствует формированию мотивационной сферы. Это возможно осуществить, используя контекстные задачи. Опыт моих коллег учителей показывает, что даже самые слабые и равнодушные к учёбе ученики оживляются, включаются в обсуждение и решение таких задач.
Контекстная задача - это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация; требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом ее решения - встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.
Знакомое определение?! Правильно – это определение практико-ориентированных задач. Мы опять изобретаем велосипед. В какой уж раз!
К контекстным (практико-ориентированным) относят задачи, у которых контекст обеспечивает подлинные условия для использования физики при решении, оказывает влияние на решение и его интерпретацию. Не исключается использование задач, у которых условие является гипотетическим, если оно не слишком отдалено от реальной ситуации. Эти задачи строятся на основе рассмотре¬ния ситуаций, направленных на освоение учениками знаний соответствующего раз¬дела физики. При этом предлагаемые за¬дания могут содержать научное противоре¬чие, представленное в виде познавательной проблемы. Необходимо научить учащих¬ся предлагать несколько способов реше¬ния задач. Предлагаемые способы решения должны оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, воз¬можности погрешностей в расчетах. Задачи указанного типа направлены на формиро¬вание у учащихся ценностей познаватель¬ной деятельности.

2. Значение контекстных задач.
Контекстные задачи способствуют:
• повышению качества физической подготовки учащихся;
• пониманию использования физики во всех видах деятельности человека;
• созданию предпосылок для творческой деятельности учащихся, исследовательской и проектной деятельности на более высоком уровне.
Такого рода задачи не являются задачами в традицион¬ном смысле этого слова, а представляют со¬бой «жизненно-имитационную» ситуацию, в которой ученики видят пользу научных знаний для окружающей их действитель¬ности. Задачные ситуации указанного типа направлены на ознакомление учащихся с постоянно увеличивающейся технологиче¬ской, информационной мощью человече¬ства, пользой, которую она приносит.

3. Требования к контекстным задачам.
Для того чтобы контекстная задача была принята учениками и обеспечила их включение в деятельность, она должна отвечать следующим требованиям:
1. Контекстная задача должна опираться на реально имеющийся у учащихся жизненный опыт, представления, знания (в том числе житейские, донаучные), взгляды, мнения, предпочтения и т.д. Это позволит преодолеть формализм знаний, который проистекает из несовпадения, разрыва между устойчивыми житейскими представлениями и новыми научными понятиями.

2. Контекстная задача отличается принципиальной неопределенностью и открытостью. Она не имеет эталона «правильности», напротив, предполагает множество (нередко - бесконечное множество) вариантов ответов и решений. Выполняя такое задание, невозможно ошибиться, дать неверный ответ. Это устраняет возможность появления внутреннего препятствия: страха перед неудачей, боязни сделать ошибку - и делает задание нетрудным для учащихся, хотя уровень сложности его может быть разным.

3. Контекстная задача нестандартна, оригинальна, иногда даже парадоксальна по содержанию. Эта ее особенность обеспечивает мощный эффект новизны, вызывает интерес, интригует.

4. Контекстная задача - это задача-ловушка, в ней в неявном, свернутом виде заключена проблема, которая соответствует основной идее учебного занятия, его сверхзадаче. Включаясь в процесс ее решения, ученики неизбежно выйдут на учебную проблему, которая, вырастая из контекста предыдущей деятельности, становится личностно значимой.

В силу указанной специфики контекстная задача становится эффективным мотиватором учебно-познавательной деятельности учащихся.

Использование контекстных задач:
1. При решении задач на уроках.
2. Для создания проблемных ситуаций на уроках.
3. В проектной деятельности (Мини-проекты).
4. Для внеклассной работы (кружки, факультативы, занятия с одарёнными детьми).
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (04.08.2017)
Просмотров: 537
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]