Компетентностный подход
Введение этих понятий в педагогическую практику средней школы требует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов. Владение выпускниками компетенциями, т.е. тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, называют компетентностным подходом. В мировой образовательной практике представлена преимущественно следующая структура (набор) ключевых компетенций: Компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на освоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; Компетенции в сфере трудовой деятельности ( в том числе умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершать свои профессиональные возможности, навыки самореализации и т.д.) ; Компетенции в бытовой сфере ( включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.); Компетенции в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Понятие компетентности , выступая в качестве центрального: Объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; Закладывает идею об ориентации образования на "стандарт на выходе" Имеет интегративную природу, т.к. включает в себя общеучебные умения и знания, которые относятся к широким сферам деятельности. Характерными признаками компетентности являются: Многофункциональность, позволяющая решать различные проблемы реальной повседневной жизни, достижения различных целей в различных жизненных ситуациях; Надпредметность и междисциплинарность - применение в различных ситуациях в школе , семье; Определенный уровень интеллектуального развития - развитие абстрактного мышления, самооценки, критического мышления и т.д.; Многомерность - различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные). Компетентность включает в себя как содержательный (знание) , так и процессуальные ( умениЕ) компоненты. Иными словами, компетентный человек должен не только пониматьсущество проблемы, но и уметь решить ее практически, т.е. обладать методом (знание + умение) решения. Причем в зависимости от конкретных условий решения проблемы компетентный человек может применить тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям. Вариативность метода -это важное качество компетентности, наряду с мобильностью знания и критичностью мышления. Таким образом, компетентность - мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления. Составными частями компетентности в сфере познавательной деятельности являются: Интеллектуальные; Исследовательские ; Общеучебные умения, навыки И опыт Современная школа должна создавать условия для развития личности обучающегося, его индивидуальности, творческих способностей , формирования потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения и самореализации. При этом меняются принципы педагогической деятельности, изменяется позиция педагога и позиция обучающегося, т.к. современному обществу необходима развмвающая педагогика как система интеллектуального и психического развития, формирующая в личности ученика устойчивые структуры творческого стиля мышления. Педагог должен выступать как организатор активной познавательной деятельности обучающихся , их мыследеятельности, т.е. содействовать развитию их личности. Из всего выше сказанного, ясно одно , что современное образование должно идти в ногу со временем. Наша школа , наверно как и многие другие российские школы, стремится сформировать у выпускника способность к выживанию и с устойчивой жизнедеятельностью в условиях современного многофункционального социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникативно насыщенного пространства. | |
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (05.07.2011) | |
Просмотров: 2135 |
Всего комментариев: 0 | |