Методический приём «Интеллект-карта»
«Интеллект-карты» или mind maps — методика, разработанная британским психологом Тони Бьюзеном. Она работает по тому же принципу, что и память человека: формирует древовидную схему связей с изучаемым объектом. Вы выделяете проблему, а затем окружаете ее «ветвями» из ассоциаций, постепенно усложняя эту схему. Таким образом, вы видите всю полноту картины, улавливаете мельчайшие взаимосвязи, переходя от общего к частному, к мелким деталям и компонентам. Как применять интеллект-карты на уроке? 1. Выберите большую рабочую поверхность: это может быть школьная доска или лист ватмана. В качестве инструментов используем маркеры, цветные карандаши, наклейки для условных обозначений. 2. В центре рисуем круг, в котором записываем слово (проблема, личность или термин). 3. Далее проводим основные ветки, желательно, разными цветами. Эти ветки будут разделять всю карту на смысловые блоки. Например, если центральное слово — «собака», ветки могут быть: «питомец», «млекопитающее из семейства псовых», «друг человека», «породы». В каждом из таких блоков информация может разветвляться еще сильнее, образуя целую сеть взаимосвязей. 4. К каждой новой ветке добавляются разветвления-ассоциации, их можно иллюстрировать и выделять разными цветами. 5. Интеллект-карта должна быть наглядной, понятной и информативной. В итоге у вас получится своеобразная модель человеческого нейрона (нервной клетки с отростками, соединяющимися друг с другом в нейронные сети в мозгу при запоминании). 6. Теперь ученикам необходимо расставить приоритетность «веток», проанализировать что и из чего следует (главное и второстепенное), выбрать ключевые моменты, которым будет посвящено дальнейшее изучение темы. 7. Ученики должны определить основные действия и задачи, с помощью которых будет решаться проблема или накапливаться новая информация (обсуждение, поиск аргументов, воспроизведение уже известного). Преимущества и примеры использования метода Интеллект-карты учат детей самостоятельной организации познавательного процесса, развивают аналитические и творческие способности, мотивируют на приобретение новых знаний. Благодаря этому у учеников развивается навык работы с различными источниками, умение рассуждать и рефлексировать. Овладевшим интеллект-картами гораздо легче выражать свои мысли и находить необычные взаимосвязи. Mind maps на уроках Литература «Русская поэзия» в центре, от нее отходят разветвления первого уровня на периоды, второй уровень — стилистические особенности каждого из них, далее — представители и их основные произведения. История Историческое событие или личность в центре, например «Великая Отечественная Война», от нее разветвления на «причины», «участники», «основные сражения». Каждое может разветвляться, обрастая ключевыми именами, действиями и датами. Биология Центральное понятие — «эукариоты», от него разветвления первого порядка на «царства живых существ», «признаки эукариотов», «условия», которые необходимы для их функционирования, далее усложнение схемы – царства делятся на подцарства, группы и так далее. Искусство «Архитектура Петербурга» как центральное понятие, от него – основные направления, причины изменения стилей, знаменитые архитекторы и их произведения. География Понятие «Земля», от которого идут ответвления на составляющие литосферы, «Землю» как планету солнечной системы, «землю» — как почву, «землю» — как материки и расположенные на них страны. «Интеллект-карты» — универсальный инструмент, который поможет ученикам структурировать знания, распланировать познавательную деятельность и просто взглянуть на проблему с новой стороны. | |
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (15.04.2017) | |
Просмотров: 576 |
Всего комментариев: 0 | |