Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая: * осуществляется добровольно; Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования: * "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями); Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, познакомиться с передовым опытом и т. п. наверх Формы организации самообразования Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки. 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Недостатки: * эпизодичность прохождения курсов; 2. Получение второго высшего образования или второй специальности. Главные достоинства такой формы самообразования: * возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; Недостатки: * нехватка у педагогов свободного времени; 3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. * Главные достоинства такой формы самообразования: Недостатки: * дистанционные курсы проводятся на платной основе; 4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя: * научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др. 5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности: * использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; Главные преимущества этой формы самообразования: * обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; ПРИМЕР В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов: * Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме. наверх Диагностика Однако, несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация школы и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, обсуждение актуальных тем, привлечение учителей к участию в тематических педсоветах, проведение консультаций для учителей, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда – это лишь неполный перечень форм работы администрации образовательных учреждений. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов: 1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе (приложение 1), а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования (приложение 2). 3‑й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов. 4‑й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=10188&catalogid=71 | |
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (05.02.2011) | |
Просмотров: 10879 |
Всего комментариев: 0 | |