СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ: КАКОЙ ВЫБРАТЬ?
«Ребенок всегда должен слушаться старших» (традиционное воспитание). При таком типе воспитания дети должны всегда слушаться родителей, так как те лучше знают, что хорошо, а что плохо. И если дети не слушаются, взрослые в той или иной форме прибегают к принуждению: повышают на ребенка голос, ругают его, стыдят, угрожают наказанием или наказывают. В результате традиционное воспитание оказывается дважды противоречивым. Во-первых, ребенок нуждается в теплых эмоциональных отношениях с родителями или он будет часто болеть, чахнуть, медленнее развиваться. При необходимости строгого принуждения поддержание теплых эмоциональных отношений практически невозможно. Во-вторых, чем старше (а значит, самостоятельнее и сильнее) становится ребенок, тем труднее его принуждать и тем меньше он поддается воспитанию. Если родители продолжают последовательно требовать от ребенка послушания, то по мере взросления их отношения становятся все более отчужденными. В подростковом возрасте чаще всего такое воспитание заканчивается, так как ребенок полностью отстраняется от родителей, и ориентируется на ценности своих сверстников. Привыкнув слушаться (так как эта система основывается на послушании) и, перестав воспринимать родителей в качестве авторитетов, подросшие дети поддаются всевозможным влияниям (наркотики, криминальные структуры и т.д.). «Ребенок должен быть доволен» (потакающее воспитание). В этом случае для родителей важным оказывается непрерывная эмоциональная связь с малышом, активное сопереживание его радостям и горестям. Они готовы отказываться от своих требований или запретов и уступать ребенку, лишь бы он не капризничал. Родители стремятся не конфликтовать с ребенком. Это выливается в отсутствие в семье запретов, выполнение всех желаний малыша, превращение его в центр семьи. То есть, власть и ответственность в семье передаются ребенку. К потаканию приводит и чрезмерное обожание малыша, сопереживание ему. Выполняя желания ребенка, родители делают приятное не только ему, но и себе. Легче идти навстречу ребенку во всем, чем вводить ограничения и настаивать на том, что родители считают должным. В результате ребенок становится избалованным, а иногда, превращается в домашнего деспота. Он не обращает внимания на желания, чувства или интересы других людей. Постоянное потакание малышу приводит к его постоянным капризам и манипулированию взрослыми. Надежда и оправдание родителей: «Сейчас мы все делаем для него, а он вырастет и будет это ценить, будет и уступать нам, и делать все для нас» не оправдывается. Сам по себе ребенок не может научиться ни уступать, ни следовать правилам, ни учитывать чужие интересы. В какой-то момент терпение родителей лопается, они начинают резко эмоционально реагировать, настаивая на своем и эмоционально давить на ребенка. Тогда ребенок принимается капризничать и закатывать истерики. «Ребенок должен стать умным и талантливым» (развивающее воспитание). Ребенок находится в центре внимания мамы, которая уделяет ему много времени, покупая ему всевозможные развивающие игрушки и радуясь его успехам. Такие дети, как правило, рано начинают говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, рисовать. Они хорошо развиты интеллектуально, поступают в школы «повышенного типа». Однако поглощенность родителей развитием способностей ребенка может привести к определенному перекосу: с ребенком, особенно с его занятиями, начинают считаться в ущерб интересам других членов семьи. У ребенка начинает складываться ощущение себя как центра семьи: «Если я хорошо занимаюсь, то со всем остальным ко мне не приставайте». Вырастая, ребенок может стать умным, талантливым и воспитанным эгоистом, который может добиваться профессиональных успехов, но не умеющим строить отношения с окружающими людьми, неспособным переживать жизненные кризисы. Теплых отношений с родителями у него чаще не бывает. «Мы знаем, кем должен стать наш ребенок, и будем готовить его к этому с детства» (программирующее воспитание). Если ребенку внушать те или иные ценности (должен вырасти монархом) и жизненные цели, то можно столкнуться с проблемами, когда ребенок вырастет. Чаще это происходит в подростковом или юношеском возрасте. Подросшие дети из-под родительского влияния могут попасть под чье-то другое влияние. Если оно оказывается сильнее родительского, то все планы родителей рушатся, и они оказываются в ситуации полнейшего кризиса. Например, родители готовят из ребенка первоклассного инженера, стремятся, чтобы он поступил в математическую школу, а затем в престижный институт. Ребенок действительно поступает в институт, но после первой сессии бросает и становится барменом. В других случаях, когда ребенок все-таки следует программе родителей, он не становится счастливым, не может изменить свою жизнь так, чтобы решить возникшие проблемы (за него все решали родители). «Сначала работа, и дети – потом» (эпизодическое воспитание). Ребенок большую часть времени предоставлен сам себе, а оставшееся время его воспитывают, совмещая и эмоциональную близость, и строгость. Это воспитание чаще непоследовательно. Сначала у мамы не хватает времени, чтобы остановить нежелательное действие ребенка. Затем, когда она сталкивается с результатом этого действия, она возмущается и наказывает ребенка, а потом мирится с ним при помощи ласки и подарков. Такая непоследовательность приводит к тому, что постоянным элементом жизни семьи становятся капризы и истерики ребенка. При таком воспитании ребенку часто не хватает эмоциональной поддержки в сложных для него ситуациях. В результате у него формируется неуверенность в себе, стремление уклониться от ответственности. Вырастая, ребенок находит эмоциональное принятие и поддержку вне дома (компании). Возможны проявления интеллектуальной недоразвитости ребенка, бедности его внутреннего мира, привязанность к телевизору (а позднее к компьютеру и азартным играм, алкоголю, наркотикам и т.д.). «Учить ребенка быть самостоятельной, ответственной и творческой личностью» (личностно-ориентированное воспитание). Родители стремятся, чтобы ребенок вырос самостоятельной личностью. Такой ребенок, вырастая, способен действовать самостоятельно, а не просто следовать в своем поведении нормам, обычаям и приказам других людей (родителей, друзей, руководителей и т.д.). Такой тип воспитания включает в себя элементы традиционного и развивающего воспитания, включая их в новое целое: ребенка учат принятию ответственного и осмысленного самостоятельного решения и обсуждают с ним основания его действий и действий родителей. Родители прививают ребенку те ценности, которых придерживаются сами, но одновременно учат его совершать самостоятельный выбор и занимать самостоятельную позицию по отношению к другим ценностям. Родители учат ребенка занимать и отстаивать свою собственную позицию в любых ситуациях взаимодействия, защищать себя от давления, отстаивать свои права. Однако такое воспитание требует от родителей больше времени и сил, ставя воспитание ребенка порой на первый план, отодвигая на второй карьеру, зарабатывание денег и т.д. Литература: 1.Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребенком / Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС. 2008. | |
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (21.06.2017) | |
Просмотров: 377 |
Всего комментариев: 0 | |