Урок-семинар: что учесть при подготовке?
Виды семинаров Проблемные доклады по прочитанному произведению, просмотренному фильму или лекции. Экспертное мнение. Учащиеся обсуждают проблему, выступая в роли профессиональных деятелей изучаемой области: аналитиков, ученых, историков, изобретателей. Развернутые беседы с графическим сопровождением (презентациями или схемами, нарисованными на доске). Противостояние сторон. Учащиеся делятся на две группы и доказывают свою точку зрения на проблему, опираясь на заранее подобранную доказательную базу. Творческие работы в любой удобной для учителей и учащихся форме. Тема для рассуждения предоставляется учителем или формулируется учениками самостоятельно. В зависимости от склонностей учащихся преподаватель выбирает вид семинара, также можно организовать занятие смешанного типа, но оно потребует больше времени на подготовку и проведение. Желательно провести предварительный мониторинг интересов и способностей учеников, чтобы форма занятия максимально отвечала потребностям каждого. В чем преимущества урока-семинара? 1. Самостоятельная работа каждого ученика. Индивидуальные задания практически исключают возможность «списать у соседа». 2. Развитие коммуникативных навыков: выступления перед публикой, отстаивание своей точки зрения, поиск компромиссов, работа в группе. 3. Материал усваивается лучше благодаря необычной подаче и узкой специализации (каждый ученик должен хорошо подготовиться по своей конкретной теме и рассказать о ней другим). 4. Поиск альтернативных способов решения проблемы, взглядов, всестороннее изучение объекта обсуждения. 5. Отлично подходит для учеников 8-11 класса. Особенности, которые важно учесть Время. На качественную подготовку к семинару и организацию урока может понадобиться много времени как от учеников, так и от учителя. Сам урок-семинар лучше всего проводить на двух парных уроках. Загруженность. Не стоит проводить семинары в период интенсивной подготовки к экзаменам и контрольным работам. Учитывайте занятость учеников и равномерно распределяйте нагрузку, чтобы семинарское занятие не превратилось в тяжелую повинность для детей. Личные качества. Если в вашем классе есть очень застенчивые ученики, для которых подобное занятие может стать настоящим стрессом, стоит отложить идею проведения семинара. Безусловно, такой урок поможет раскрыться ученикам, но не все бывают к этому готовы. Мониторинг успеваемости и интересов. Большой разрыв в успеваемости разных учащихся может привести к тому, что «слабые» дети будут использовать семинарское занятие как способ отсидеться, «давая возможность» наиболее успешным собрать богатый урожай признания. Выбирайте темы для семинара вместе с учениками, неинтересная тема превратит занятие в пытку даже для самых активных ребят. Частота. С семинарами не следует частить. 2-3 занятия за четверть будет более чем достаточно. В противном случае урок-семинар потеряет часть своих преимуществ: качество докладов ухудшится, активность спадет, занятие из приятной альтернативы превратится в нудную рутину. Урок-семинар — полезный инструмент, заимствованный у преподавателей высших учебных заведений. Попробуйте использовать его в своей практике, чтобы с головой погрузить учеников в проблему и найти альтернативные пути ее решения. | |
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (15.04.2017) | | |
Просмотров: 532 | |
Всего комментариев: 0 | |