Внимание на уроке: как улучшить концентрацию у учеников
Причины В первую очередь необходимо выяснить, что вызывает отсутствие концентрации и внимания со стороны ученика. Незначительных поводов может быть много, но основными выступают следующие факторы: психологические проблемы; синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ); отсутствие дисциплины и заинтересованности в предмете; Для начала поговорите с самим школьником. Возможно, в семье сложилась неблагоприятная обстановка, которая занимает все мысли, или есть конфликт с товарищами. Можно сделать маленький «сундучок», куда проблемный ребенок (а при необходимости – и его одноклассники) сможет положить записку с тревожащей проблемой. Нередко написать о том, что волнует и беспокоит, намного легче, чем высказать напрямую. Также важно побеседовать с родителями. Еще одной причиной может быть гиперактивность. Дети с СДВГ отличаются не просто живым, неусидчивым характером. Они неспособны долго концентрироваться на одной задаче, усидеть на одном месте. Их двигательная активность чрезмерна и бесцельна: даже устав, они продолжают вертеться, шуметь, прыгать. Гиперактивным ребятам свойственно неумение контролировать эмоции, импульсивность и гневливость. Если ваши догадки подтверждаются разговором с семьей, общение с учеником необходимо выстраивать с учетом особенностей восприятия и поведения таких детей. Это не психическое заболевание, а врожденное нарушение функции самоконтроля. Его можно скорректировать при правильном и внимательном подходе. Способы повышения внимательности Если вы проводите урок с детьми, которые постоянно отвлекаются, болтают и не слушаются, придерживайтесь определенной стратегии: Поддерживайте порядок. Дети должны осознать, что именно вы руководите классом, а не наоборот. Говорите уверенно и спокойно, не позволяйте болтать параллельно с вами. Если нужно, понижайте голос: ученики должны буквально прислушиваться к вашим словам. Структурируйте занятие. Это кажется само собой разумеющимся и банальным, но записанные на доске тема, план и последовательное выполнение его пунктов повышают уровень внимания детей; Чередуйте задания. Более сложные задачи должны сменяться более легкими. Это предотвратит быструю утомляемость и не даст заскучать; Разнообразьте классные часы. Читайте не только обычную лекцию. Подготовьте презентацию, включите занимательную видео- или аудиозапись. При контроле знаний используйте раздаточный материал. Важно задействовать как можно больше органов чувств, активизировать аудиовизуальный и кинестетический каналы восприятия информации; Меняйте вид деятельности. Самым простым и полезным способом является незаслуженно забытая физкультминутка. Небольшая разминка не только идет на пользу здоровью, но и поможет сконцентрировать детское внимание; Рассаживайте с умом. Как ни странно, школьников с СДВГ не стоит сажать за первые парты. Непоседа будет мешать ходу занятия, оглядываясь назад и рассматривая одноклассников. Можно посадить его в центре аудитории или даже сзади, но так, чтобы вы могли постоянно видеть и контролировать такого школьника. Для этого периодически ходите по аудитории, задерживаясь возле «проблемных» парт. Просто бездельников и скучающих воспитанников как раз можно усадить за передние ряды, чтобы они ощущали постоянный контроль со стороны преподавателя. При этом не забывайте действенный принцип «сильный и слабый ученик за одной партой». И, конечно, не размещайте любителей помечтать у окна, так как на улице наверняка найдется что-то более интересное, чем рассказ учителя. Проверяйте вовлеченность в урок. Рассеянных учеников стоит спрашивать чаще, чем других. Задавайте вопросы неожиданно, переспрашивайте то, что вы только что рассказали. Со временем ребенок привыкнет к тому, что в любой момент к нему могут обратиться. Давайте ответственные поручения. Непоседливых воспитанников важно вовлечь в происходящее на уроке. Вы можете попросить их раздать листочки с контрольными заданиями, собрать ответы или тетради. Выясните, чем интересуется и занимается помимо школы такой ученик и привлекайте к разнообразным торжествам и мероприятиям. Ощущение ответственности и собственной важности улучшит собранность и организованность. Хвалите и поощряйте. Положительная оценка и благодарность повысят мотивацию любого учащегося, а также покажут ему, какими действиями доволен учитель, а какие вызывают неодобрение. Постоянная критика имеет обратный эффект: критикующего попросту перестают слушать. Дети с СДВГ хуже других воспринимают отрицательные стимулы. Поэтому чаще прибегайте к положительным комментариям, но не перегибайте палку. Также при формулировании просьб избегайте слов «нет», «нельзя», «не»: вместо «не ходи по классу» более действенной будет фраза «сядь на свое место, пожалуйста» Дополнительные задания. Возможно, школьник уже справился с самостоятельной работой и заскучал. Дайте ему дополнительную задачку, предложение на разбор или текст. Наказывайте разумно. Если есть необходимость в наказании, не надо публично выговаривать и повышать голос. Это не окажет нужного эффекта и прервет проведение урока, отвлекая всех остальных Беседу лучше провести с глазу на глаз, спокойно объяснив, почему нельзя поступать тем или иным образом. Вышеупомянутое дополнительное упражнение в аудитории или на дом может выступить в качестве штрафа за плохое поведение. При том что диагноз СДВГ сам по себе очень спорный, количество детей, которые подпадают под эту категорию, растет с каждый годом. Одна из причин рассеянности внимания — сети интернет, огромный поток информации, с которым детский мозг просто не справляется. Поэтому учителю приходится принимать меры, чтобы помочь детям сосредоточиться, улучшить свою концентрацию и при этом усвоить материал. | |
Категория: Методические рекомендации, советы | Добавил: teacher-zva (10.11.2017) | |
Просмотров: 517 |
Всего комментариев: 0 | |