Фразы, которые опасно говорить детям. Опасные фразы
Ты плохой мальчик/ девочка. Я плохой/плохая, я никому не нужен/ не нужна. Страх, ребёнок поверит и начнёт оценивать себя так же. Ты вредный. Я всегда вредный (я грязнуля, я глупая...), я никому не нужен такой. Внушают, что он такой. Заниженная самооценка. Искренне поверит, что он глуп, и станет таким. Вот придёт милиционер, он тебя... ...собачка укусит. Что придёт на самом деле и такое (!) Запугивание, которое формирует фобию. Ну и оставайся один, я пошла... Мне всё равно, что с тобой дальше будет. Страх, ощущение, что его лишают поддержки, брошенность. Не трогай, сломаешь (разобьёшь, порвёшь...). Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха... я плохой. Меня не любят. Программирование на неудачу. Ты бестолковый, как твой отец. Мы оба плохие, но я хуже. Ребёнок переживает за себя и за родителя. Воспитательница эта просто... (далее следует негативный комментарий). Её можно не слушаться. Она делает неправильно. У ребёнка возникнут проблемы с воспитательницей и с другими взрослыми. Что ты пристал со своими играми. Мне с тобой неинтересно. Родители не интересуются им. Почему он должен слушаться людей, которым на него наплевать. Ваня щёлкает задачки как орешки, а ты... Он умный, я дурак. Нездоровое соперничество, зависть. Как тебе не стыдно... Ты меня не любишь, и я тебя любить не буду. Появляется чувство вины, комплекс вечно виноватого. И это что, твои друзья?! Как можно с ними... Я не уважаю твой выбор. Со временем отчуждается и заводит свои секреты. Разве можно любить такую музыку, группу? У тебя дурной вкус. Ребёнок перестаёт делиться, теряет доверие. Дай, я сама, у тебя не так получится. Я ничего не умею делать хорошо. Возникает неверие в свои силы. Как ты мог опять так поступить?! Тебя не за что любить. Ребёнок теряет веру в то, что достоин любви. Кстати, неплохо бы помнить и о том, что популярные в семье поговорки и «одомашненные» крылатые выражения врезаются в детскую память на подсознательном уровне и часто «помогают» вырабатывать... жизненную позицию. Попробуйте оценить с этой точки зрения фразы, которые часто повторяете при своём ребёнке, и избавиться от тех, которые несут в себе отрицательные установки. Например, популярная у старшего поколения фраза «жизнь бьёт ключом» часто имеет продолжение: «Жизнь бьёт ключом, и всё по голове». Правда же, есть разница между первым и вторым вариантом? Первый вариант – жизнеутверждающий, особенно если пояснить ребёнку, что ключ, то есть родник, - это чистая бурная вода. Во втором есть что-то тяжелое, что долбит и долбит тебя по голове. «Работа не волк, в лес не убежит», «с волками жить - по волчьи выть», «девушка должна быть скромной», «с лица воду не пить», «и в кого ты такой хилый», «у него гены отца-алкоголика» и т. п., повторенное сотни, а то и тысячи раз, в конце концов собьёт ребёнка с толку, запрограммирует его на определённую жизнь, помешает раскрыться тому лучшему, что в нём заложено. И может быть, в присказке про мудрого графа, которого каждое утро будили словами: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» - на самом деле гораздо больше смысла, чем мы думаем? На многие наши слова (сказанные в сердцах) дети реагируют острее, чем мы, а всё потому, что понимают их буквально. Иные слова вызывают у ребёнка вовсе не те чувства, каких хотели добиться мы. Иногда родители говорят что-то в шутку, и незаметно «куют» малышу серьёзные проблемы... Из книги "Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти" Заряна и Нина Некрасовы | |
Категория: Воспитательная работа | Добавил: teacher-zva (18.06.2011) | | |
Просмотров: 1561 |
Всего комментариев: 0 | |